Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», которая откроется для публики 3 марта в Музеях Московского Кремля, представит шедевры готического искусства, многие из которых впервые покинули Францию.
«Даже тем, кто хорошо знает о крестовых походах, о реликвиях и о готическом искусстве, все равно будет небезынтересно прийти сюда и увидеть эти прекрасные драгоценные предметы», — сказала журналистам директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Храм для священных реликвий
Людовик Святой прославился как мудрый правитель и король-крестоносец, собравший во Франции более 20 священных христианских реликвий, среди которых частицы Креста Господня, Копье Лонгина и прежде всего Терновый Венец. Для их хранения на острове Сите в Париже в 1240-х построили Сент-Шапель (Святую Капеллу), которая вместе с Консьержери остается единственной частью самого древнего дворца королей Франции.
Церковь, небольшая по размеру, напоминает драгоценный ларец за счет своего яркого убранства и витражного ансамбля с сюжетами на тему истории человечества от происхождения мира до воскрешения Христа, с библейскими сценами.
В ходе Французской революции церковь как символ монархии значительно пострадала, часть реликвий была утеряна, оставшиеся попали в Парижскую Национальную библиотеку, а Терновый Венец находится в Соборе Парижской Богоматери.
Первые гастроли витражей Сент-Шапель
Ключевые экспонаты выставки — фрагменты демонтированных в XIX век витражей из Сент-Шапель, впервые покинули пределы Франции. Также в Москву привезли место хранения Тернового Венца — реликварий, который постоянно находится в соборе Парижской Богоматери вместе с религиозной святыней.
«Это историческая и художественная выставка, и мы не могли вписать сюда сам Терновый Венец, он представляет собой реликвию религиозную, духовную, а не культурную», — сказал ТАСС президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.
В экспозиции реликвии и витражи расположены друг напротив друга, и это редкий шанс увидеть эти произведения во всех подробностях и так близко.
Эти шедевры дополняют другие — образцы ювелирного готического искусства: Евангелие с драгоценным окладом для богослужений в Сент-Шапель, лиможские эмали, ковчег с образом святого Франциска Ассизского и корона-реликварий, подаренная по преданию Людовиком монастырю доминиканцев в Льеже.
Кроме того, в Москву привезли статую Людовика Святого из собрания Музея Клюни, его дочери Изабеллы из коллегиальной церкви в Пуасси, где был крещен король, а также образ Богоматери с Младенцем из Лувра.
«Что касается безопасности и заботе о сохранности экспонатов, которые очень хрупкие, то в России и Франции накоплен большой опыт транспортировки старинных изделий. Они отправлялись к месту проведения выставки вместе с хранителями», — пояснил Белаваль.
Специально к выставке, которая пройдет до 4 июня в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции, на Соборной площади Московского Кремля установили инсталляцию по мотивам витража «Битва Иисуса Наивна с аммореями».