КГИОП подготовлено задание на разработку проектной документации по реставрации лицевого и дворового фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Круглая баня» (ул. Карбышева, д. 29а, лит. А).
Пользователь здания – ООО «Балтийский Дом».
В соответствии с охранным обязательством, утвержденным распоряжением КГИОП от 04.02.2016, ООО «Балтийский Дом» необходимо было на основании проектной документации, согласованной с КГИОП, выполнить реставрацию лицевых и дворовых фасадов здания в срок до февраля 2018 года.
Однако в феврале 2017 года пользователь уведомил КГИОП, что у него отсутствовала возможность произвести работы по реставрации фасадов из-за недостатка финансовых средств и просил перенести срок по выполнению работ до 01.09.2019.
В настоящее время фасады здания находятся в ненадлежащем состоянии. Со стороны лицевого фасада гладкая штукатурка загрязнена, местами повреждены и отслаиваются красочный и штукатурный слои. Со стороны внутреннего двора на фасаде повреждена керамическая плитка.
Здание продолжает использоваться по своему первоначальному предназначению.
***
«В 1927 году Александр Никольский составил смелый и остроумный экспериментальный проект бани-бассейна. Архитектор добился неповторимой выразительности, соединив в контрасте два крупных геометрических объема: распластанный по земле широкий цилиндр и огромную прозрачную полусферу. Банные помещения развертывались по кольцу, а внутренний круглый двор предполагалось превратить в бассейн под высоким стеклянным куполом, похожим на гигантский мыльный пузырь. Лежачий цилиндр прорезала горизонтальная полоса остекления, к нему примыкали прямоугольные тамбуры, на плоскую крышу-солярий вели наружные пандусы.
Этот проект выделялся чистотой и отточенностью архитектурной формы, силой образного решения. Стремление к этим качествам в творчестве Александра Никольского было неразрывно связано с функциональной целесообразностью. Однако осуществить столь оригинальный замысел и тем более стеклянный купол в те годы не было возможности.
Круглая баня на площади Мужества является лишь бледной тенью экспериментального проекта (построена А.С. Никольским при участии его постоянных сотрудников В.М. Гальперина, А.В. Крестина и Н.Ф. Демкова).
Основная часть здания – широкий приземистый цилиндр, немного утопленный в землю. Этим обеспечивалась экономичность эксплуатации, так как меньшая поверхность наружных стен снижала потери тепла. Два горизонтальных пояса окон с окрашенными в темный тон простенками создавали иллюзию непрерывного ленточного остекления.
В цилиндрический объем всечен параллелепипед вестибюля с крупными витражами и глухими боковыми стенами. Контрастные сопоставления абстрактных геометрических тел, светлой глади стен и темных проемов определяют пластическую выразительность лапидарной композиции». [Архитектура Ленинградского авангарда, Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц, Издательский дом «Коло», СПб, 2008 год]
В бане одновременно было открыто два мужских и два женских класса. Всю одежду, включая верхнюю, закрывали в узкие железные шкафчики, находившиеся за большой общей скамейкой, на которой одевались и раздевались посетители. Все банные принадлежности можно было взять напрокат. При бане были буфет и парикмахерская.
Осенью 1941 года баня закрылась из-за отсутствия воды, топлива и электричества, а в апреле 1942 года снова продолжила свою работу, что явилось большим событием для жителей близлежащих районов.