Зала под белым крестом. Как реставрируют помещения Михайловского замка

https://spbvedomosti.ru/

Здесь полным ходом идет реставрация двух парадных залов — Воскресенского и Большого тронного императора Павла I, а также Галереи арабесок и покоев камер-фрейлины Анны Протасовой. Премьеру Русский музей, кому замок принадлежит, обещает в ноябре во время Петербургского культурного форума-2020.

На сухом языке документов эти работы называются «первой очередью реставрации помещений второго этажа юго-восточной части замка». Но войдешь в двухсветный Воскресенский зал, что расположен над въездной аркой в замок, и дух захватывает от совершенства интерьера, придуманного Винченцо Бренной. Две пары дубовых дверей в торцах зала, обрамленные мраморными порталами, указывают пути по парадной анфиладе замка. Две большие балконные двери, расположенные друг напротив друга, — стеклянные, над каждой размещены полуциркульные окна. Северная ведет на балкон с видом на памятник Петру I и Кленовую аллею. Южная — на балкон, выходящий в парадный двор замка. Еще четыре пары окон завершают световую партитуру Воскресенского зала — главного во всем замке.

«Посмотрите на стену, — говорит наш гид Ирина Тетерина, главный архитектор Русского музея. — Видите светлый фрагмент искусственного мрамора? Это подлинник начала XIX века, остальное более темного оттенка — воссоздание». Выясняем, что сохранилось 22 кв. метра искусственного мрамора из 250 квадратов, и задираем головы выше, чтобы рассмотреть плафон.

Два года назад, во время нашего предыдущего посещения замка, который тогда только покинула Военно-морская библиотека, потолок «украшали» протечки, больше напоминавшие пробоины. По словам Тетериной, утраты штукатурки составляли 15 процентов, гризайля на плафоне — до трети. Сейчас плафон полностью отреставрирован, включая воссоздание белого мальтийского креста и восполнение утрат на двух двуглавых орлах, нарисованных «под бронзу».

Опускаем глаза: завершена реставрация и золочение венчающего карниза, к счастью, его утраты были невелики. Идет воссоздание двух каминов в торцах зала, их разобрали еще в 1822 году во время приспособления замка для Главного инженерного училища. Предстоит отделать камины мрамором, установить над ними барельефы с военной атрибутикой, характерные для эпохи классицизма, украсить стены панелями из искусственного мрамора. Спрашиваем, для чего предназначены шесть ниш на стенах, когда ранее речь шла о том, что в Воскресенском зале разместят четыре картины, которые тут и были. Оказалось, что ниши над каминами теперь предназначены для зеркал — тогда зал площадью почти 350 кв. метров будет казаться еще больше. Наверное, надо сказать, что картины — «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва» художника Джона Аткинсона давно принадлежат Третьяковской галерее и будут предоставлены Русскому музею на долговременное хранение. «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова» художника Григория Угрюмова находятся в собрании самого музея.

Полы еще не уложены, интересуемся, сколько пород дерева понадобится на паркет. Оказывается, только дуб: пол был простым, уложенным в «плетенку».

Пока мы переходим к Тронному залу, Тетерина напоминает, что иконография с изображениями интерьеров замка сохранилась только частично. Проект реставрации выполнен на основании описаний, планов, гравюр, сделанных в различные периоды истории здания, начиная с «фиксационных» документов, составленных вскоре после завершения строительства.

Тронный зал пока еще полностью спрятан в лесах. Заменены аварийные потолочные балки, а их было 85 процентов. Сейчас мастера колдуют над большой печью, отделанной искусственным мрамором, барельефами на стенах, богатой лепниной. По воле Павла зал украшал фриз с живописными медальонами на картушах с изображениями гербов «76 областей, подвластных Российскому скипетру». Сохранилось 32 герба, они вместе с воссозданиями скоро займут свое историческое место. Так же как и шесть бюстов римских императоров. В мастерских идет реставрация двухъярусного книжного шкафа из волнистой березы.

Ждут своего возвращения в родные стены два живописных плафона — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы». Оригиналы, созданные по эскизам Джузеппе Валериани первоначально для Екатерининского дворца в Царском Селе, вернулись туда еще в 1960-е годы. Их место заняли качественные копии, выполненные ленинградскими реставраторами. Важной частью интерьера Тронного зала была отделка темно-зеленым бархатом с золотым шитьем. Контрастный цветовой переход от желтого в Воскресенском зале к зеленому в Тронном был одной из задумок Бренны.

В Галерее арабесок хорошо сохранились пять полукруглых рельефов, в том числе «Орфей, укрощающий зверей музыкой», «Зевс и Гера», «Триумф Галатеи», над ними и другими лепными украшениями работают реставраторы. Тетерина пояснила, что принято решение пока не воссоздавать живописные росписи и позолоту. Причина в том, что начиная со времен Инженерного училища в галерее устанавливали и переустанавливали перегородки, которые сильно исказили замысел Бренны, отсылавший к лоджиям Рафаэля в Ватикане. Специалисты считают, что сначала надо еще раз изучить документы. Возможно, воссоздать первоначальный вид галереи и тогда вернуться к вопросу о росписях.

Для покоев Протасовой, наоборот, принято решение не воссоздавать их на 1801 год в виде отдельных помещений. А только раскрыть арки по состоянию на середину XIX века. Чтобы получился выставочный зал, который замкнет анфиладу парадных залов Михайловского (Инженерного) замка.

Для справки. Указ о строительстве замка был издан в 1796 году в первый месяц царствования Павла I: «Для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок» (что в дальнейшем не спасло Павла, прожившего тут всего 40 дней). Закладка замка состоялась в феврале 1797 года, освящение — в ноябре 1800-го. Проект выполнил Василий Баженов, его переработкой и интерьерами занимался Винченцо Бренна. Название «Михайловский» дано по домовому храму Архангела Михаила, покровителя Романовых, «замок» — в честь Павла I — Великого магистра Мальтийского ордена.

В процессе строительства «Зала над Воскресенскими воротами» по воле императора именовалась то «Белым залом», что не соответствовало ее будущему облику, то «Кавалергардским». Зато оба названия напоминали Павлу любезный ему Большой Гатчинский дворец. Любопытно, что в 1949 году в одном из документов КГИОП зал назван «Мальтийским», однако это не помешало в начале 1950-х годов белый крест мальтийских рыцарей закрасить.

Предыдущая запись
Дом купца Дмитрия Виноградова ждет реставрация
Следующая запись
Усадебный дом в деревне Сомино готовится к реставрации

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.