Реставрация памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади займет два года

https://kgiop.gov.spb.ru/

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ

Сегодня презентован утвержденный проект реставрации памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади.

О необходимости реставрации памятника начали говорить еще в начале 2000-х годов, когда были зафиксированы существенные признаки ухудшения его состояния.

«Про уникальность этого памятника можно не рассказывать – это одна из визитных карточек Санкт-Петербурга, – отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – Мы потратили довольно много времени на серьезнейшее исследование и разработку проектных решений – почти два года. Производственные работы займут также два года».

Проводившиеся на протяжении ХХ века ремонтные и реставрационные мероприятия носили, в основном, локальный характер и затрагивали отдельные элементы памятника.

В конце 1980-х гг. было выполнено обследование, устранены трещины на опорных ногах конной статуи. После этого проводились только минимальные профилактические мероприятия.

Необходимо было выявить причины расширения швов между блоками. До сих пор не было установлено, каким точно образом памятник закреплен, а это очень важный вопрос для понимания его устойчивости.

По заказу Государственного музея городской скульптуры ООО «АСМ Групп» в 2018 году был разработан проект реставрации. Проектными решениями предполагался демонтаж конной статуи и реставрация в условиях мастерской.

Для объективного и всестороннего рассмотрения данного проектного решения был проведен реставрационный совет с привлечением сотрудников КГИОП, Государственного музея городской скульптуры и независимых экспертов. Было принято решение о проведении дополнительных научно-исследовательских работ, чтобы ответить на вопрос, есть ли необходимость демонтировать памятник или целесообразнее проводить реставрацию на месте.

Осенью 2018 года по заказу КГИОП для доступа ко всем элементам, а также во избежание осадков и негативных воздействий окружающей среды на памятник вокруг него возведена металлоконструкция в форме шестиугольника.

На период проведения работ конструкция укрыта баннером размером 10,2х15,2, разделенным на шесть частей. На каждой части баннера рисунки, фотографии, исторические справки, отражающие периоды бытования памятника с момента его возведения, на русском и английском языках.

В течение 2019 года по заказу КГИОП специалисты ООО «Реставратор» проводили комплексные научно-изыскательские работы. Исследования опирались, в том числе, на анализ обнаруженных чертежей Огюста Монферрана.

«Это, как говорится, из раздела чудес, – рассказал Сергей Макаров. – В январе 2019 года я случайно в разговоре Сергеем Энверовичем Чобаном упомянул, что у нас масса проблем с подготовкой проекта реставрации памятника Николаю I,  мало исторических материалов.  Выяснилось, что в личной коллекции Сергея Энверовича есть кожаный портфель Огюста Монферрана с надписью «Monument de l’Empereur Nicolas I», у котором хранятся подлинные чертежи. Оказалось, что он купил этот портфель в 2009 году на аукционе Christie’s, когда распродавалась коллекция известного коллекционера Александра Александровича Попова, у которого в Париже была знаменитая антикварная лавка.  Сергей Энверович любезно нам предоставил качественные скан-копии. Эта находка нам здорово помогла. Хотя проектные чертежи несколько отличаются от того, что исследователи сейчас установили с помощью радиологической диагностики, мы поняли общий замысел архитектора. Уверен, что в процессе работ обнаружатся еще удивительные находки».

Для составления максимально полной картины устройства и состояния монумента в целом и его отдельных частей проводилось радиолокационное, геодезическое и ультразвуковое обследование, зондирование, капиллярная дефектоскопия. Эти работы проводились под контролем аттестованных реставраторов, инженеров и инженеров-технологов, сотрудников кафедры сварки и технологии исследования материалов Политехнического университета, специалистов специализированных компаний (ОАО «Радиовионика», ООО «Прометей»).

Различные методы обследования при сопоставлении позволили получить достаточно полную картину устройства памятника.

Установлено, что конная статуя является единым целым с плинтом (постаментом). Железный каркас, усиливающий соединение задних ног коня с плинтом, заложен П. Клодтом при отливке. Устойчивость статуи обеспечивает распределение массы на весь плинт. Статуя фиксируется за счет четырех металлических тяжей, уходящих вглубь пьедестала.

На чертежах Монферрана два металлических тяжа уходят в постамент из задних ног коня, а исследования показали, что два анкера из опорных ног коня переходят на две направляющие, через которые посредством четырех анкеров конная статуя фиксируется к пьедесталу. Два из них – длиной около 7 метров, два – около трех метров.

Пьедестал возводился поярусно, с закладкой анкеров между рядами каменной кладки.

С помощью визуального обследования, радиолокации и эндоскопов были изучены крепежи и других навесных бронзовых деталей. Выяснилось, что четыре эмблематические фигуры так же, как и конная скульптура состоят из нескольких отливок и соединены между собой непосредственно на пьедестале.

В самом плохом, близком к аварийному, состоянии находится постамент (плинт) конной статуи –  у него многочисленные сквозные трещины раскрытием до 30 мм. Это влечет постоянное насыщение влагой всего пьедестала с разрушительными для него последствиями.

Из-за деструктированного постамента, а также трещин в местах расхождения каменных блоков облицовки происходит постоянное увлажнение внутренней кирпичной кладки пьедестала. При условии зимнего цикла «замораживания и оттаивания» происходит постепенный разрыв и увеличение трещин в местах расхождений блоков.

Исследование показало ограниченно работоспособное состояние конной статуи. Имеется сквозная трещина на основании у подножия фигуры, заплаты. Бронза, особенно на левой ноге коня, отжата от каркаса продуктами коррозии черного металла.

На поверхности конной скульптуры и четырех аллегорических скульптур содержится «дикая» патина,  которая опасна для состояния всего металла.

Белый каррарский мрамор, взятый из оставшегося после постройки Исаакиевского собора, полностью утратил полировку; наблюдается как эрозионный, так и корковый вид разрушения камня.

Покрытие тротуаров по периметру пьедестала имеет деформации, отсутствует гидроизоляция.

В итоге выбрана оптимальная программа предстоящих работ, реставрация памятника будет производиться по месту, за исключением его отдельных бронзовых элементов, в том числе барельефов, демонтаж которых технологически обоснован.

Проектные решения направлены на максимально возможное сохранение не потерявших свои эксплуатационные характеристики подлинных строительных и отделочных материалов.

Производство распределено на ряд этапов для последовательного и точного выполнения работ и правильного взаимодействия между различными специалистами.

В первую очередь будут произведена реставрация конной статуи и ее бронзового постамента с герметизацией наружной поверхности.

Одновременно предполагается демонтировать ряд бронзовых элементов, в том числе барельефы для реставрации в мастерских.

После расчистки швов и просушки внутренней кладки пьедестала начнутся работы по реставрации каменной облицовки и бронзовых элементов пьедестала по месту.

Затем обратно будут установлены барельефы, вензеля и буквы посвятительной надписи.

После основных работ будет произведена переборка гранитного тротуара с ремонтом электрических сетей для подсветки памятника.

Завершится реставрация установкой ограды и фонарей. Их реставрация проведена ООО «РМ «Наследие» в 2018-2019 году. В 2014-2015 годах два передних фонаря, расположенные со стороны Исаакиевского собора получили значительные повреждения: в 2015 году спецтехникой было снесено навершие одного фонаря, другой пострадал при ДТП в 2014 году.

В 2020 году на реставрацию памятника по программе КГИОП будет выделено 116, 4 млн. руб.  Работы, предположительно, начнутся в мае – после подведения итогов конкурсных процедур и заключения контракта с подрядной организацией.

Историческая справка

Памятник императору Николаю I является доминантой Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Монумент создан по заказу Александра II в память об отце. Памятник императору был торжественно открыт 25 июня (7 июля) 1859 года.

Памятник возведен архитектором Огюстом Монферраном при участии скульпторов Петра Клодта, Роберта Залемана, Николая Рамазанова.

Конная статуя представляет собой шестиметровую бронзовую скульптуру императора Николая I в кирасе и парадном мундире Кавалергардского полка, верхом на вздыбленном коне. Конной натурой послужил любимый жеребец государя Амалатбек.

На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла. Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня). Впервые этот приём был использован при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США (1852 год).

После Октябрьской революции неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника, но благодаря своей уникальной особенности  –  установке статуи на две опоры – он был признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен. В 1930-е годы была демонтирована лишь окружающая памятник ограда, которая  воссоздана с включением сохранившихся фрагментов в начале 1990-х годов на заводе «Монументскульптура».

Во время блокады памятник был закамуфлирован и простоял всю Великую Отечественную войну.

Пьедестал облицован шокшинским кварцитом и итальянским мрамором, по четырем его сторонам помещены четыре эмблематические фигуры, бронзовые барельефы, трофеи и украшения.

В верхней части постамента расположены четыре аллегорические скульптуры (бронза, литьё, ск. Р.К. Залеман) в виде женских фигур в античных одеждах:

«Вера» – правой рукой держит крест, левой поддерживает лежащую на колене книгу;

«Правосудие» – правой рукой опирается на меч, в левой держит весы;

«Сила» – в правой руке копье, в левой – щит;

«Мудрость» – в левой руке держит зеркало.

Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги. Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым распложена надпись: «НИКОЛАЮ I ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ 1859».

В нишах между скульптурами верхнего яруса помещены горельефы с изображением арматур из вооружения разных времен и народов (бронза, литье): русское вооружение времен Николая I, древнерусское вооружение, кавказское вооружение.

В среднем ярусе постамента расположены четыре барельефа (три из них работы Н.А. Рамазанова, один – Р.К. Залемана), повествующие о знаковых событиях правления Николая I:

«Николай I передает Государя Наследника лейб-гвардии Саперному батальону во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года»;

«Николай I на Сенной площади в Санкт-Петербурге во время холеры 1831 года»;

«Поднесение графом М.М. Сперанским в Государственном Совете Свода Законов Николаю I в 1832 году»;

«Осмотр Николаем I Веребьинского моста на Николаевской железной дороге в 1851 году».

Создание конной скульптуры велось параллельно с сооружением пьедестала. Вопрос о составе металла скульптуры после долгих обсуждений был решен в пользу сплава, предложенного О. Монферраном (88% меди. 4% олова, 8% цинка).

Первая отливка П. Клодтом основной части коня и всадника оказалась неудачной: разорвало форму, и значительная часть меди вытекла. Вследствие этого некоторые части фигуры не отлились (верхняя часть туловища Николая I, хвост и передняя нога лошади).

Повторная отливка также была поручена П. Клодту. Она состояла из нескольких частей: нижней части коня с плинтом; передней части туловища коня; фигуры и рук императора; головы, передней правой ноги и хвоста коня. Нижняя часть фигуры всадника отливалась вместе с «главной частью лошади». Также отдельно отливалась сбруя лошади, оружие и детали костюма. Отдельно отлитые части соединялись посредством особого внутреннего прилива одной части, плотно входившего в другую и скреплялись бронзовыми гвоздями или винтами, тщательно расклепанными и расчеканенными на поверхности.

Предыдущая запись
В ВоГУ проведут мастер-классы для студентов-реставраторов
Следующая запись
Эрмитаж отдает честь модернизму «Студии 44»

Похожие записи

No results found

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Меню