Близится к завершению реставрация церкви Захарии и Елизаветы каре Смольного монастыря

https://kgiop.gov.spb.ru/

Церковь Захарии и Елизаветы уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, какой её задумал и реализовал Франческо Бартоломео Растрелли. Временем окончания отделки храма, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года.

В советское время в помещении церкви разместился архив Ленинградского обкома КПСС. При устройстве архива помещение церкви было разделено перекрытием, над которым был скрыт барабан с восемью большими окнами и лепниной середины XVIII века. Стены церкви были побелены, что позволило живописи сохраниться до наших дней. Нижняя часть стен была окрашена темно-зеленой краской. Особый режим охраны документов обеспечил и относительную сохранность интерьеров.

Архив был вывезен из помещения в 1994 году.

В 2017 году по программе КГИОП проведено обследование и разработан проект реставрации церкви (6,1 млн. руб., ЗАО «СПб-ПРОЕКТ»).

Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах.

«Когда я первый раз попал в церковь Захарии и Елизаветы, я даже не понял, где нахожусь, — рассказал председатель КГИОП Сергей  Макаров. —  Это было небольшое помещение с низким потолком, в котором, однако, ощущалось, что реставраторам есть что поискать, что это совершенно что-то уникальное.

Мы с уверенностью можем сказать, что это — объект, реализованный Франческо Бартоломео Растрелли,  практически не изменившийся за время существования. Спасибо архиву Ленинградского обкома КПСС, для которого было сделано дополнительное перекрытие и всего лишь забелены лепные композиции и живопись, благодаря чему мы сейчас можем отреставрировать церковь на период Растрелли».

В интерьере церкви Захарии и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции. На парусах свода под слоями побелки сохранилась масляная живопись по штукатурке – в результате расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрия Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.

Сохранился подлинный наборный паркет, созданный по рисунку Ф.-Б. Растрелли. Специалисты подчеркивают, что церковных паркетов великого зодчего больше нигде не осталось. Реставраторы насчитали пять пород дерева: клен, дуб, ясень, светлый и темный орех.

В 2018-2019 годах произведен демонтаж паркета и его транспортировка в мастерскую. Демонтировано позднее перекрытие, отделявшее молельный зал от объема купола. Усилены конструкции перекрытий. Оконные заполнения барабана, находившиеся в аварийном состоянии, заменены на воссозданные по историческим образцам. Выполнены работы по реставрации штукатурного и лепного декора барабанов, западного и южного приделов церкви, законсервирована живопись двух ложных окон барабана. Восстановлены галереи для обслуживания окон барабана.

За период 2017-2019 гг. на реставрацию церкви из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП выделено 79,6 млн. руб.

В 2020 году сумма контракта на реставрацию интерьеров церкви – 32, 7 млн. руб. Подрядная организация — АО «Ремфасад».

В настоящее время выполнена реставрация штукатурного и лепного декора стен и потолков северного и восточного приделов, ведутся работы по реставрации штукатурной отделки стен помещения лестницы.

В условиях мастерской завершается реставрация наборного паркетного пола. Особую сложность представляет удаление из структуры дерева мастики, нанесенной в советский период.

Ведутся работы по расчистке живописи на парусах сводов с дополнительным обследованием и уточнением методики ее реставрации.

Также началась реставрация нижней церкви святого Александра Невского при Александровском институте – на текущий год по программе КГИОП выделено 24,2 млн. руб.

Пользователем объекта является Санкт-Петербургский государственный университет.

***

При Петре I существовал «Смольный двор» — казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота, упраздненное в 1733 году. Рядом с этим двором в 1714-1715 годах был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете, в котором царевна иногда проводила летние месяцы. Возможно, добрые детские воспоминания способствовали выбору места для строительства монастыря.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел, приведя страну в порядок, передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь.

Закладка корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялась 30 октября 1748 года. Строительные работы начались в 1749 году по проекту Ф.-Б. Растрелли, который стал придворным архитектором еще при Анне Иоанновне. Монастырь, выдержанный в пышных формах барокко, имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его ведущей архитектурной доминанты – стометрового пятиглавого Воскресенского собора – повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами  и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.

На углах корпусов, обращенных к собору, расположены четыре одноглавые церкви, вторящие угловым главам собора, а силуэтам церквей в свою очередь соответствуют декоративные башни на внешних углах ограды. Парадный западный фасад монастыря, обращенный в сторону города, должна была акцентировать 170-метровая надвратная колокольня, которая не была построена.

Строительство монастыря было приостановлено в связи с начавшейся в 1756 году Семилетней войной, а потом и смертью Елизаветы Петровны в 1761 году. К этому времени вчерне был завершен Воскресенский собор и в основном построены жилые корпуса по периметру двора, а также подготовлен фундамент колокольни.

В 1764 году, в начале царствования Екатерины II, Растрелли покинул Россию. В том же году было принято решение о размещении в корпусах предполагавшегося монастыря двух только что учрежденных закрытых женских учебных заведений. Императорское Воспитательное Общество благородных девиц для девушек дворянского происхождения, впоследствии известное как Смольный институт, и училище для воспитания мещанских малолетних девушек (Александровский институт). Для Александровского института по проекту архитектора Юрия Фельтена в 1765-1775 годах к северу от монастыря ближе к Неве был возведен обширный комплекс зданий, связанный двумя переходами со Смольным монастырем.

После завершения строительных работ в 1770-х годах на берегу Невы был разбит сад с прудами.

Устройство Императорского Воспитательного Общества благородных девиц повторяло идею известного всей Европе Сен-Сирского монастыря – самое аристократическое учебное заведение Франции одновременно являлось действующим монастырем. Екатерина II с гордостью писала об успехах петербургского Воспитательного Общества Вольтеру.

Вместо изначально предполагаемых 200 монахинь в Смольном монастыре поселили 14, задачей которых было участвовать в воспитании девочек и обучать их рукоделию. Однако, за единичными исключениями, монахини не справлялись с непривычными для них задачами, их число  постепенно сокращалось, и они были отстранены от участия в жизни Воспитательного общества, жили в своих помещениях и посещали свою особую церковь.

Каждая из четырех угловых церквей «вживлена» в тело каре Смольного монастыря, с двух сторон к ним примыкают монастырские помещения.

Церковь св. Захарии и Елизаветы (северо-западная, сер. XVIII в.) в честь Елизаветы Петровны освящена в 1765 году и расположена на третьем этаже башни. По преданию, в церкви был установлен полотняный складной походный иконостас Петра I.

Под ней, в среднем ярусе башни располагается церковь св. Александра Невского при Александровском институте.

Церковь св. Екатерины (северо-восточная, сер. XVIII в.) в честь супруги будущего императора была освящена в 1764 году для монахинь и воспитанниц Общества. Самая большая и богатая из церквей монастыря, она является полным воплощением проектного замысла. Здесь в первозданном виде сохранилась барочная декоративная отделка стен, выполненная по чертежам и рисункам Ф.-Б. Растрелли. Яркое впечатление производят крупные фигуры пухлых херувимов – у каждого своя поза и лицо. Елизавета Петровна не любила в церковном искусстве западных нововведений, в том числе изображений херувимов, но это – любимый сюжет Растрелли, и любимому обер-архитектору императрица запрещать не хотела. Настенная лепка в большей или меньшей степени сохранила позолоту.

Церковь св. Александра Невского Воспитательного Общества Благородных девиц (юго-восточная, 1808 г.). Интерьер создан Джакомо Кваренги в ампирном стиле для Вдовьего дома.

Вдовий дом был открыт в 1803 благодаря императрице Марии Фёдоровне. Вначале он находился на Выборгской стороне,  а осенью 1809 года  переехал в корпуса бывшего Смольного монастыря и получил в свое распоряжение два его храма: церковь Захарии и Елизаветы и церковь св. Екатерины.

Лютеранская церковь св. Марии (юго-западная,1867 г.) располагалась на втором этаже. До 1900 года была приписана к лютеранской церкви Св. Анны на Кирочной улице, затем стала самостоятельным храмом, в котором служил лютеранский священник Смольного института. В помещении над ней, на 3 этаже была «детская» Вдовьего дома.

В 1802-1803 годах архитектор Антонио Порта на фундаменте так и не осуществленной колокольни выстроил трехэтажный спальный корпус, замкнувший с запада крестообразный двор вокруг Воскресенского собора. Увеличение помещений Смольного института на этом не ограничилось: в 1806-1808 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги с южной стороны ансамбля было выстроено здание Смольного Воспитательного (Николаевского) общества благородных девиц, объединенное со старыми корпусами переходом.

В 1832 году спальный корпус был разобран, и на его месте по проекту Василия Стасова спланирован парадный  проезд к собору, фланкированный двумя новыми трехэтажными флигелями.  В это же время под руководством Стасова была выполнена отделка интерьера собора, освящение которого состоялось только в 1835 году.

В октябре 1917 года Смольный институт во главе с его начальницей В.В. Голицыной переехал в Новочеркасск, где в феврале того же года состоялся его последний выпуск, а летом 1919 года покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда. Корпуса бывшего монастыря занимали различные учреждения: бесплатное общежитие, драматический театр для рабочих Смольного района. Часть корпусов (в т.ч. церкви Захарии и Елизаветы и св. Екатерины) занял архив Ленинградского обкома КПСС.

В 1920-х годах начались работы по благоустройству и приспособлению Смольного монастыря для новых нужд: проводились частичные перепланировки помещений и ремонты; печное отопление заменялось центральным.

В годы Великой Отечественной войны значительно пострадала юго-восточная часть корпусов, которые были восстановлены в 1946-1952 гг. (арх. И.Н. Бенуа).

В настоящее время в корпусах Смольного располагаются несколько организаций. Северные корпуса занимает Санкт-Петербургский государственный университет – здесь обучаются студенты-социологи, политологи и будущие специалисты по международным отношениям.

Использованы сведения из исторической справки генерального директора ЗАО «СПб-ПРОЕКТ» С.В. Самусенко.

Предыдущая запись
Открыт прием заявок на участие в конкурсе «Наследие Москвы»
Следующая запись
Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине ждет реставрация

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Меню