Жемчужина дома-самолета: как студенты и реставраторы спасают многотонный барельеф

https://www.mos.ru/

Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки — яркий памятник конструктивизма. Он имеет в плане неординарную форму креста, за что его и прозвали самолетом. Здание было завершено в 1935 году и вместило экспозицию, посвященную плану реконструкции Москвы, а чуть позже выставку «Индустрия социализма».

Дом-самолет (1-я Фрунзенская улица, дом 3а) — объект культурного наследия регионального значения, он находится под охраной государства. Здание давно нуждалось в проведении качественной реставрации, как и украшающий главный фасад барельеф «Индустрия социализма» скульптора Исаака Менделевича. Рельефное панно включает в себя восемь фигур рабочих, выплавляющих сталь.

Сейчас продолжается комплексная реставрация здания: в порядок приводят и фасады, и интерьеры. Соответствующие разрешение Мосгорнаследие выдало в августе 2021 года. Перед проведением работ специалисты изучили конструктивные особенности здания и обследовали его техническое состояние.

Отдельная работа ведется по восстановлению бетонного барельефа, который до начала реставрации находился в неудовлетворительном состоянии: имелись трещины, деструкции и коррозия крепежных элементов и утраты на поверхности.

«Работы по возвращению панно исторического облика — самая сложная часть реставрации. Бетонный барельеф „Индустрия социализма“ весит несколько тонн. Для его демонтажа пришлось использовать специальную технику и вручную снимать каждый из 120 элементов. С целью обучения и знакомства с технологией реставрации бетона мы решили также подключить к этому проекту студентов — участников образовательной программы „Реставрационный кураториум“, которые проходят практику под контролем профессионалов», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Он отметил, что барельеф демонтировали в местах соединительных швов и блоков, где производился исторический монтаж. Другими словами, новых разрезок барельефа не было. Кроме того, в мае этого года в реставрационной мастерской состоялось выездное заседание научно-методического совета при Мосгорнаследии. Эксперты, в том числе ведущие ученые, архитекторы, реставраторы, проектировщики, обсудили и определили методику, которую сейчас отрабатывают реставраторы.

Практику по реставрации барельефа с многофигурной композицией «Индустрия социализма» проходят четыре студента отделения реставрации и деревообработки колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.

Ведутся работы по расчистке поверхности элементов и деталей барельефа от поздних отделочных слоев и загрязнений, а также производятся пробные докомпоновки утрат и сколов по разработанной методике реставрации, расчистка металлических элементов армирующего каркаса от коррозии.

Ребята под руководством мастера с помощью ручного инструмента расчистили фрагменты барельефа, обработали технологические отверстия под крепления, приняли участие в усилении армирующего каркаса, изучили и опробовали процесс послойного нанесения докомпоновочных составов и смесей.

«Реставрационный кураториум» — совместный проект Мосгорнаследия, колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 и некоммерческого партнерства «Российская ассоциация реставраторов». Студенты старших курсов колледжа под руководством кураторов-наставников из числа действующих специалистов проходят практику на объектах культурного наследия и в реставрационных мастерских. Кроме того, участие в проекте дает возможность получить практические консультации, сходить на экскурсии, попасть в реставрационные мастерские и фондохранилища музеев, послушать лекции о тонкостях ремесла.

Предыдущая запись
Пять фильмов о реставрации представили в Петербурге
Следующая запись
Руками не трогать! Петербургские памятники разрушаются от туристических ритуалов

Похожие записи

Результатов не найдено.