Теплая история, или Как московские археологи работают с печными изразцами

https://www.mos.ru/

На протяжении нескольких столетий печи были неотъемлемой частью домов москвичей. Состоятельные горожане украшали их разноцветными глиняными плитками — изразцами. Они не только служили декором, но и помогали удерживать тепло.

Печные изразцы — одни из самых частых находок столичных археологов. Эти небольшие керамические плитки украшали печи московских палат и усадеб, в которых жили зажиточные горожане. Каждый год археологи находят такие артефакты. Так, при раскопках в 2023-м на Яузской улице, в Руновском, Брюсовом и Старомонетном переулках специалисты обнаружили старинные красные, полихромные и расписные изразцы. О самых интересных из них — в нашем материале.

Муравленые, полихромные, красные

В Европе изразцы вошли в обиход в XIII веке, а в России появились позднее — примерно три века спустя. Их использовали для облицовки стен, печей и каминов.

«Изразцами называют небольшие керамические плитки, лицевая сторона которых обычно декорирована, а тыльная имеет небольшой выступ — румпу. Она предназначена для сцепления с кладкой. Изразцы служили украшением, а еще хорошо удерживали тепло», — рассказывает Анастасия Семенова, руководитель камерального отдела ООО «Археологическая реставрационная компания “Техстройпроект”».

Впервые декорировать московские печи стали красными (терракотовыми) изразцами. Такое название они получили за свой цвет. Его изразцы приобретали благодаря красной глине, из которой их изготавливали. Форму для таких плиток делали из дерева, вырезая в ней затейливый рельефный рисунок.

Позднее, в 1630-1640-х годах, появились муравленые изразцы. «Называют их так за схожесть по цвету с травой-муравой. Плиточки делали зелеными, а сверху покрывали глазурью. На таких изразцах изображали самые разные образы: от мифологических существ — грифонов и кентавров — до природного орнамента», — подчеркивает собеседница mos.ru.

В середине XVII века на смену муравленым пришли полихромные изразцы. Вместо плиток с зеленой глазурью на печах появились изразцы с белой, желтой и синей поливой. Их украсили изображения животных и птиц, растительные и геометрические узоры. В XVIII веке мода снова изменилась и на печах стали появляться сюжетные росписи. Специалистами в их изготовлении стали уже не мастера по дереву, которые делали формы для глины, а живописцы. По велению Петра I они обучались за границей и по возвращении пробовали оформлять печи на голландский манер.

Новые изразцы делали гладкими и плоскими, используя белые и синие цвета. Заготовку покрывали эмалью и наносили сверху роспись кобальтом, затем ее дважды обжигали, отчего роспись вплавлялась в покрытие. Такие изразцы называли расписными.

«Изразцовые печи — богатый исторический источник информации о быте, мастерах и особенностях разных эпох. Распознав вид изразца, мы можем узнать, в каком веке он изготовлен, где произведен и дома горожан какого сословия мог украшать. Изначально позволить себе такой декор могли лишь представители власти и духовенства, и только с развитием мастерства изразцы получили распространение в жилищах богатых торговцев и дворян», — добавляет Анастасия Семенова.

Цветочный узор, росписи и царь зверей

В 2023 году столичные археологи при раскопках нашли изразцы разных видов и эпох. Одни из них дошли до нас в виде фрагментов, другие — практически целыми.

«В ходе археологических исследований в прошлом году эксперты нашей компании обнаружили более 700 фрагментов изразцов. Больше всего элементов — свыше 50 — нашли при раскопках на Яузской улице. Там удалось собрать уникальную коллекцию из фрагментов плоских расписных изразцов XVIII века. Они украшены изображениями людей и цветочным орнаментом. Уникальны эти изразцы и тем, что изготовлены из белой, а не из красной глины», — рассказывает Анастасия Семенова.

Еще одна интересная находка археологов на Яузской улице — плоский расписной изразец второй половины XVIII века. На нем изображена небольшая птица с длинными лапками и острым клювом, а рядом — пчела. Такое сочетание весьма необычно для изразцов и, по мнению экспертов, представляет собой особую ценность. Плитка сохранила яркие подлинные цвета — желтый, синий и зеленый.

Изразец с изображением животного обнаружили и в Руновском переулке. Изначально эксперты нашли две отдельные части, а затем соединили их, составив четкий рисунок льва. У царя зверей массивная коричневая грива и вытянутое туловище. Выполнен изразец из красной глины. Он рельефный и полихромный, а относится, по оценкам экспертов, к концу XVII — началу XVIII века. Из этого же периода еще один найденный здесь изразец. На нем выполнен рельефный растительный орнамент, использована пережженная глазурь. Плитка также изготовлена из красной глины.

Необычный рисунок украшает и обнаруженный в Руновском переулке расписной изразец. Красноглиняная плитка покрыта белой глазурью, а сине-голубыми линиями на ней выведен ангел. Еще здесь найден небольшой фрагмент изразца такого же типа с изображением человека. Он также расписан голубой краской на белом фоне. На плитке можно рассмотреть сидящего за столом мужчину. Оба изразца датируют XVIII столетием.

Среди находок археологов был и один из старейших видов изразцов — красный. Археологи обнаружили его в Брюсовом переулке. «Среди найденных нами артефактов этот был самым древним: относится примерно к концу XVI — первой трети XVII века. Его удалось собрать из нескольких фрагментов», — отмечает собеседница mos.ru.

Каждый изразец эксперты извлекали осторожно, работая вручную. Фрагменты расчищали и соединяли. Затем изразцы отправляли в реставрационные мастерские.

Восстановить наследие

В мастерских над восстановлением изразцов и их подготовкой к дальнейшему хранению и экспозиции работают реставраторы.

«Сначала мы сортируем материал и делаем подсчеты, чтобы определить, сколько изразцов и каких видов у нас есть. Это самый важный этап. Нередко археологи находят несколько фрагментов одной плитки, и наша задача — собрать их, будто пазл», — рассказывает Анна Шарифова, реставратор керамики камерального отдела Столичного археологического бюро.

Следующий шаг — очистка находки от земли, пыли и известковых наслоений. Для этого реставраторы используют мягкие щетки. Если глина расслаивается, плитку пропитывают специальным раствором для укрепления. Изразцы — артефакты старинные, поэтому на каждом этапе мастера работают вручную.

«Как правило, мы расчищаем и укрепляем найденные фрагменты. Особо ценные изразцы восстанавливаем полностью. Для этого делаем форму и при помощи гипса восполняем утраченные части. Далее наносим тон под цвет оригинальной глины и делаем имитацию цветной глазури. Если изразец расписной, то восстанавливаем и его рисунок», — добавляет Анна Шарифова.

На реставрацию одного печного изразца уходит от полутора недель до нескольких месяцев. Это зависит от состояния плитки или ее фрагмента. Особого внимания требуют не только старинные красные изразцы, но и полихромные, муравленые и расписные. Ведь в каждом из них заложена история, образ или сюжет, которые специалистам нужно не просто распознать, но и восстановить.

Сегодня в работе реставраторов бюро около 70 фрагментов изразцов. Восстановленные артефакты эксперты передают в составе коллекции в Музей Москвы для дальнейшего экспонирования.

В 2023 году археологические работы провели более чем на 600 городских площадках. Эксперты обнаружили свыше 211 тысяч артефактов, из которых 8904 — индивидуальные находки. Остальное — массовый керамический материал, в том числе фрагменты органики, стекла, черного и цветного металла.

За последние 13 лет московские археологи обнаружили уже более 100 тысяч находок.

Предыдущая запись
Началась разработка плана по восстановлению вокзала в Царском Селе
Следующая запись
Сроки лицензирования деятельности в области сохранения объектов культурного наследия сократятся в три раза

Похожие записи

Результатов не найдено.