Вице-губернатор Санкт‑Петербурга Николай Линченко ознакомился с ходом реставрации Гатчинского дворца

https://www.gov.spb.ru/

Сегодня вице-губернатор Санкт‑Петербурга Николай Линченко совместно с председателем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергеем Макаровым ознакомились с ходом реставрации Гатчинского дворца, который является объектом культурного наследия федерального значения.

В период с 2015 по 2020 годы на реставрацию интерьеров и фасадов Гатчинского дворца из бюджета Санкт‑Петербурга по программе КГИОП выделено 874,7 млн руб. Выполнены масштабные работы по реставрации интерьеров домовой Троицкой церкви, Арсенального зала, Чесменской галереи, завершается реставрация фасадов дворца.

В сентябре 1941 года дворец был сильно поврежден в результате бомбардировок. На некоторых фрагментах каменного фасада до сих пор видны следы пожара, которые невозможно удалить до конца, они останутся как память о страшных событиях Великой Отечественной войны.

«В послевоенное время Царское Село, Петергоф, Павловск восстанавливались, а в Гатчине проводились только ремонтные работы, реставрации не было вплоть до 1976 года. И потом понадобилось ещё 30 лет для того, чтобы Гатчина попала в реставрационную программу КГИОП и начали выделяться значительные средства городского бюджета», — рассказал Николай Линченко.

Особенность фасадов Гатчинского дворца — облицовка пудостским (туф) и гатчинским доломитами (т.н. «черницкая» и «парицкая» плита). Облицовочные плиты натурального камня, скрывая кирпичные стены, усиливают монументальность и создают впечатление, что дворец, подобно средневековым замкам, сложен из тесаных каменных квадров. Серо-желтый цвет лицевой поверхности камня со временем становится более насыщенным за счет появления на поверхности природной патины (пленки оксидов железа).

При проведении реставрации фасада стали поступать вопросы, почему фасад изменил цвет. В процессе реставрации поверхность доломита подвергается щадящей очистке СВАО (струйно-вихревой абразивной очистке), что приводит к тому, что поверхность приобретает первоначальный светло-серый цвет. Это связано с тем, что удаляется тонкий поверхностный слой переродившегося и изменившего свой цвет камня. Со временем поверхность отреставрированной доломитовой облицовки вновь приобретет привычный желтоватый оттенок.

В данном случае можно провести параллель с реставрацией Казанского собора. Горожане, которые в 2015 году переживали по поводу изменения привычного «закопченного» цвета собора, сейчас могут убедиться: под воздействием окружающей среды фактура камня вновь проявилась. А черные корковые образования на фасаде Казанского собора, за сохранение которых активно ратовали общественные активисты, привели бы к необратимому разрушению мягкого пористого туфа. По комиссионному согласованию поверхность камня защищается с помощью кремнийорганических соединений (гидрофобизатора).

Консервация с элементами реставрации и воссоздания Чесменской галереи Гатчинского дворца проводилась в 2018 году по программе КГИОП и получила ряд наград как лучший реализованный проект.

Чесменская галерея (Винценцо Бренна, 1790-е) была одним из самых пышных и торжественных пространств дворца. В 1944 году пожаром были уничтожены чердачное перекрытие и кровля, разбиты статуи и лепные украшения, сильно пострадал декор.

Несмотря на возможность восстановить галерею полностью, был сделан выбор в пользу консервации с элементами воссоздания. Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое, и война становится почти осязаемой. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Эдуарда Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон.

Живое напоминание об одной из самых страшных трагедий XX века, Чесменская галерея получила название «Зал Памяти Великой Отечественной войны 1914-1945 годов» и была открыта для публики в мае 2019 года.

По словам вице-губернатора, реставрацию фасадов дворца планируется полностью завершить в 2022 году — после окончания работ на западном полуциркуле, Кухонном каре, Центральном корпусе и крыльцах всего дворца. Финансирование работ в Гатчинском дворце по программе КГИОП в текущем году составляет 145,1 млн. руб. В настоящее время проходят конкурсные процедуры.

***

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня подарила Гатчинскую мызу своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, один из первых в России. Дворец расположен на самой высокой точке рельефа и господствует над окружающим ландшафтом. Его северный парковый фасад обращен к Серебряному лугу, от нижней границы которого начинается Дворцовый парк с озерами.

Проект выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди, к строительству приступили 30 мая 1766 года.

В течение почти пятнадцати лет шло возведение и отделка загородного дома, который первоначально задумывался как охотничий, поскольку Григорий Орлов был страстным любителем охоты. К 1781 году работы были завершены. Взору современников предстал дворец, напоминающий итальянское палаццо.

Центральный трехэтажный корпус с высокими пятигранными башнями соединялся дугообразными крыльями со служебными одноэтажными флигелями, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы.

Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Гатчина стала его любимым местом пребывания.

Под руководством архитектора Винченцо Бренны дворец был частично перестроен, по моде того времени заново отделаны парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты. Перед дворцом устроили огромный плац для проведения военных парадов. После вступления на престол Павла I в 1796 году Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

В царствование Николая I в результате перестройки Гатчинский дворец обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Кухонное и Арсенальное каре были разобраны и вновь возведены. В Арсенальном каре для императорской семьи устроили парадные и личные апартаменты. В Кухонном каре полностью перестроили домовую церковь. Всеми этапами строительства с 1844 по 1856 годы руководил зодчий Роман Иванович Кузьмин.

Николай I и его сын Александр II с семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.

Александр III избрал Гатчину своей основной загородной резиденцией.

В мае 1917 года вышел приказ Временного правительства о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий «для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений». 19 мая 1918 года Гатчинский дворец открылся для посетителей.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. В послевоенные годы выполнены общестроительные и ремонтные работы с приспособлением под размещение института «Электронстандарт».

Реставрация дворца началась только в 1976 году. Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В последнее десятилетие во дворце развернулись масштабные реставрационные и экспозиционно-выставочные работы. Отреставрированы парадные залы второго этажа, залы первого и третьего этажей приспособлены под музейные экспозиции.