«Смолянок» отреставрировали и впервые показывают в Москве

https://www.theartnewspaper.ru/

Знаменитый цикл Дмитрия Левицкого впервые целиком демонстрируют в Москве, в Историческом музее. Экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена предметами, связанными со Смольным институтом

Серия портретов, изображающих воспитанниц Смольного института, пожалуй, один из самых известных циклов в русском искусстве. Обычно он пребывает в залах постоянной экспозиции Русского музея, но в этом году его впервые целиком одолжили на выставку в Исторический музей в честь грядущего юбилея последнего. К тому же в 2010 году «Смолянки» прошли полную реставрацию, что позволит увидеть картины новым взглядом. Людмила Руднева, хранитель живописи XVIII века ГИМ, рассказала, что после того, как с картин Дмитрия Левицкого был снят толстый слой темно-желтого лака, открылись детали, которые ранее были спрятаны под позднейшими записями.

Однако экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена другими предметами, связанными с судьбой Смольного института, ставшего первым из огромной сети женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. Также затронута история Смольного монастыря, где институт располагался с 1764 по 1806 год.

Всего представлено около 90 предметов. Среди них — мемориальная вещь, единственный сохранившийся рисунок Левицкого, запечатлевший императрицу. Сама основательница Смольного института Екатерина II подарила его Академии художеств.

Из Эрмитажа прибыли фрейлинский шифр (некоторые смолянки первых выпусков попадали во фрейлины двора) и наградной знак институтки, который также представлял собой вензель с инициалами императрицы, только из менее ценных материалов.

Русский музей дополнил выставку коллекцией медалей, жетонов и наградных знаков, связанных с женскими институтами. Исторический музей принял участие в экспозиции почти двумя десятками предметов, один из самых любопытных — изображение интерьера комнаты фрейлины Екатерины Нелидовой. Этот рисунок 1839 года — единственное сохранившееся свидетельство того, как выглядели жилые помещения этого учебного заведения; он был приобретен музеем в 1960-х у частного лица. Из живописных полотен — портрет одного из создателей института, Ивана Бецкого, портрет императрицы Екатерины кисти Левицкого, а также его собственный портрет, написанный Иваном Яковлевым.

Из Русского музея также привезли элементы отделки церкви Святой Екатерины в монастыре, которая стала домовым храмом учебного заведения. Царские врата и резные детали иконостаса выполнены по рисунку Растрелли.

Среди других экспонатов — мундирное платье, коллекция вееров, графические виды института и монастыря, уникальный фотоальбом Карла Буллы 1905 года, запечатлевший последний этап существования Смольного института, несколько томов «Истории» Николая Карамзина с дарственной надписью учебному заведению.

Меню