В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. В честь этого события 8 июня в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея откроется экспозиция, посвященная императору – «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII-XIX веков». Специально к выставке отдел реставрации станковой масляной живописи Русского музея при поддержке ПАО «Газпром» провел реставрацию картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
Русский музей впервые в истории провел открытый для прессы реставрационный совет. В нем приняли участие генеральный директор Русского музея Владимир Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, начальник службы реставрации музейных ценностей Русского музея Евгений Солдатенков, заведующие отделами Русского музея, представители ПАО «Газпром».
«Сегодня мы проводим совет в непривычном формате – в реставрационной мастерской, хотя труд реставраторов не терпит суеты и шума. Но так как в этом году два юбилея – 350-летие Петра I и 100-летие реставрационных мастерских Русского музея, мы решили отойти от правил и познакомить журналистов с работой реставраторов, — рассказал Владимир Гусев. – Именно эти специалисты хранят историю, что сейчас особенно актуально. Кроме того, в Русском музее огромное количество произведений связано именно с Петром I, поэтому впереди нас ждет обширная юбилейная программа.
Картина «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» поступила в Русский музей в 1929 году. При этом полная реставрация не проводилась до 2022 года. За 5 месяцев работы удалось раскрыть истинную красоту и тонкость живописи Айвазовского. Теперь при упоминании этой картины помимо Петра I и Айвазовского будут звучать два имени реставраторов Русского музея – Ольги Кленовой и Марата Дашкина».
В рамках комплексной реставрации осуществлена полная подготовка полотна к экспонированию. Укреплен красочный слой, устранены деформации, удалены старые заплаты и въевшиеся загрязнения. Также авторский холст усилен дублированием, а красочный слой расчищен от поздних записей и желтого лака. Все эти меры позволили раскрыть первоначальный образ и колорит картины, а также безопасно представить ее публике на новой выставке. Реставрацию провели заведующий отделом реставрации масляной живописи Марат Дашкин и ведущий художник-реставратор Ольга Кленова.