Софийский собор — уникальная постройка времен еще Ивана Грозного. И ремонтировалась она довольно часто по сравнению со всей ее многовековой историей. Считается, что обновление происходило примерно раз в 70 лет. Но на самом деле чаще, потому что работы в разных частях здания велись постепенно.
Обновлялись и кресты. Так в 1688 году были установлены новые железные, прорезные, кованные кузнецом Ульяном Омельяновым. И работы вместе с материалом стоили 100 рублей.
Другие суммы звучат более чем через три века спустя. Порядка 11 миллионов рублей стоило обновление главок и крестов в этом году. Масштабное обновление — историческая инфляция не пощадила государственный кошелек, а время — конструкции, пусть и невероятно талантливо и тщательно созданные мастерами прошлого. Угроза в 800 килограммов нависла над собором — один из крестов накренился. Комитет по охране объектов культурного наследия инициировал обследование.
Сергей Попов, руководитель «Проектной мастерской реставрации и строительства»: «Были проведены работы по обследованию той главки, на которой накренился крест и оставшихся пяти главок. В результате было выявлено поражение гнилью несущих конструкций, повреждения покрытия куполов, была составлена проектная документация и отправлена на рассмотрение в Министерство культуры».
И все — в сжатые сроки. Было получено финансирование. Найден подрядчик, как показал результат, ответственный, что сейчас редкость. Санкт-Петербургская фирма приступила к работам. И на Софийском соборе выросли леса. Последний раз такое было полвека назад, когда возвращали так называемое позакомарное покрытие вместо «новодела» 18-го века — четырехскатной крыши. После обновление велось только с помощью альпинистов. Но на этот раз на высоте предстояло сделать слишком многое.
Максим Чернов, технический директор фирмы «ПИК«: «Были выполнены работы по замене жести на куполах, были выполнены работы по окраске куполов, были выполнены работы по реставрации куполов внутри, а именно замены деревянных конструкций, усилению этих конструкций. Дерево было заменено на дерево, только пропитанное в соответствие со всеми техническими требованиями, чтобы это дерево не гнило».
За тем, чтобы историческая память была сохранена, следил и авторский надзор — проектная мастерская реставрации. И художник-реставратор музея. Ольге Соколовой удалось рассмотреть все слои в толще веков в буквальном смысле. Появилась возможность на крестах, два из них для реставрации даже снимали — раскрыть наслоения или поновления. До основания, которое создал Ульян Омельянов.
Ольга Соколова, художник-реставратор Вологодского музея-заповедника: «Вот центральный крест, конечно, представляет большую историческую основу, и в то же время дал много данных — и присутствие позолоты в промежуток времени. И вот эти подкладочки, которые кладутся технологические под золото, и в то же время элементов меди».
Реставрация Софийского собора — лишь первый шаг, звучало на открытии. Уже в лесах Воскресенский собор. Возможно, следующая очередь — колокольни. В области готовятся впервые принять целевую программу по сохранению объектов культурного наследия.
Проект программы уже прошел первое обсуждение в Правительстве и получил одобрение. Планируется, что она будет принята до конца года и кардинально и в лучшую сторону изменит подход к заботе об объектах культурного наследия.