В петербургском ЦВЗ «Манеж» состоялась премьера музейно-театрального проекта «Хранить вечно», посвященного 100-летию создания музеев в бывших пригородных императорских резиденциях — Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе. 19 сентября — первый день работы для посетителей этого необычного спектакля-выставки.
В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева, и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, заместитель Министра культуры РФ Сергей Обрывалин, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Были зачитаны приветствия Президента РФ Владимира Путина и Министра культуры РФ Владимира Мединского.
«Хранить вечно» — биография четырех пригородных музеев, рассказанная языком современного театра. Известный режиссер — художественный руководитель БДТ имени Г.А. Товстоногова Андрей Могучий «переплавил» собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Художником-постановщиком выступила Вера Мартынов, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Музыку написал петербургский композитор Владимир Раннев. Голосом проекта стала легендарная актриса Алиса Фрейндлих.
Так родился во многом экспериментальный музейно-театральный проект «Хранить вечно» — авторское произведение на документальной основе. Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль, в котором ожили страницы трагического и триумфального столетнего пути четырех музеев-заповедников. Над ним больше года работали свыше 500 человек — сотрудники музеев, бутафоры, реквизиторы, костюмеры, аниматоры и представители других профессий.
Все начинается с импровизированного зрительного зала и огромного «золотого» занавеса. Он не раскрывается, как перед началом спектакля, а пропускает зрителя внутрь лабиринта времени. В основе сюжета — дневник вымышленного персонажа Ольги (ее озвучивает Алиса Фрейндлих). Голос сопровождает посетителя (каждый получает на входе наушники и аудиогид) на протяжении долгого путешествия во времени. Героиня родилась в Царском Селе, работала экскурсоводом в Петергофе, как хранитель эвакуировала вещи из Павловского дворца, восстанавливала Гатчинский дворец. Действующие в ее дневнике лица — реальные люди: сотрудники музеев, участники исторических событий. В соответствии с повествованием пространство условно делится на несколько зон. Театральные декорации сформировали территории разных периодов: из бывших царских резиденций зритель попадает в советский парк культуры и отдыха, становится участником масштабной эвакуации коллекций начала войны, вместе с ними проходит долгий путь к победе. Доминанта экспозиции — триумфальное возрождение дворцов из пепла и их дальнейший путь в современность.
В этой «машине времени» посетитель находится полтора часа.
Важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев-заповедников. В повествовании органично сочетаются свет, звук, мультимедиа, создавая в итоге экспериментальное инновационное произведение, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя.
Инициаторами проекта выступили руководители четырех музеев-заповедников: Василий Панкратов (ГМЗ «Гатчина»), Вера Дементьева (ГМЗ «Павловск»), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф») и Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское Село»).
Соорганизатор и продюсер проекта — компания «Культура потребления».
Андрей Могучий, режиссер:
«Количество исторических фактов, с которыми мы столкнулись, — ошеломляющее. Их отбор был для нас самым трудным. Сокращали безжалостно. Но это и создало нужную степень условности. А вообще за этот год я узнал, наверное, больше, чем за всю свою ленинградскую жизнь. История музеев — невероятная, потрясающие люди ее делали. И только сейчас начинаешь понимать масштаб этой деятельности и масштаб людей».
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:
«Мы все, руководители четырех музеев, пришли к мысли, что нужен новый язык, на котором можно разговаривать с посетителем, чтобы привлечь внимание аудитории к нашей музейной истории. На мой взгляд, этот проект рассчитан прежде всего на молодежь. Новое поколение лучше воспринимает информацию через эмоции. И этот спектакль-выставка апеллирует в большей степени к нашему сердцу, чем к рассудку».
Елена Кальницкая, гендиректор ГМЗ «Петергоф»:
«Этот прием — театрализация музейного пространства — в какой-то степени уже давно существует в Европе. Сегодня у человека в кармане огромное количество информации. Но современному человеку не хватает чувств, осмысления действительности. И именно поэтому нужна ситуация, когда музейный предмет оказывается не в витрине, а в привычной среде. Не могу не сказать, что голос Алисы Бруновны сделал этот проект абсолютно ленинградским, петербургским».