19 сентября в Центральном выставочном зале «Манеж» стартует музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию преобразования бывших пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» в общедоступные музеи. В рамках проекта история четырех пригородных музеев будет рассказана языком современного театра.
После Октябрьского переворота началась национализация царского имущества, среди которого особое значение имели петербургские императорские дворцы и загородные резиденции, построенные лучшими зодчими своего времени и наполненные уникальными художественными коллекциями. Преобразование дворцов в музеи стало важнейшим проектом молодого Советского государства, реализованным на рубеже эпох и культур.
Инициаторами музейно-театрального проекта «Хранить вечно» выступили руководители четырех музеев-заповедников — Василий Панкратов (ГМЗ «Гатчина»), Вера Дементьева (ГМЗ «Павловск»), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф») и Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское Село»). Они пригласили к сотрудничеству художественного руководителя Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Андрея Могучего и художника-постановщика Веру Мартынову, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев.
Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль «Хранить вечно», в котором ожили страницы трагического и триумфального векового пути музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село». Театральные декорации напомнят зрителям об исторических пространствах разных периодов: из бывших царских резиденций зритель попадает в советский парк культуры, становится участником масштабной эвакуации коллекций начала войны, вместе с ними проходит долгий путь к победе. Доминантой станет триумфальное возрождение дворцов. Важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов из фондов четырех музеев-заповедников.