3 сентября 2018 года после завершения масштабных реставрационных работ Государственный музей-заповедник «Петергоф» открыл Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Публике было представлено помещение летней церкви, украшенное воссозданным резным золоченым иконостасом, и зимней церкви, где развернута музейная экспозиция, посвященная трехвековой истории бытования дворцовой церкви и ее владельцам.
Выступая на открытии, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» отметила, что назначение этого храма двойственное: оно культурологическое и духовное. «Сегодня, после первой службы здесь, мы со служителями православной церкви в полном согласии, с полным уважением друг к другу договорились, что это музейное пространство, что это музей. Службы будут проходить раз в год, в День святого Пантелеймона», — подчеркнула Елена Кальницкая.
Именно в День святого великомученика и целителя Пантелеймона, 3 сентября 1727 года, была освящена Ораниенбаумская придворная церковь. Храм, задуманный первым владельцем Ораниенбаума, князем Александром Даниловичем Меншиковым, как триумфальный памятник морским «викториям» петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.
Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Купол и верхний ярус стен были расписаны «живописным письмом». Главное украшение интерьера — великолепный золоченый и серебряный иконостас — создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.
Стены храма были украшены лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов. По своим стилистическим и иконографическим особенностям стенная живопись находилась в одном ряду с крупнейшими иконописными ансамблями второй половины XVIII века. Окончательный облик интерьера придворной церкви сложился к концу XVIII столетия.
В 1930-е годы церковь была закрыта и здесь разместились мастерские Гидрографического отдела Балтийского флота. Убранство летней церкви Святого Пантелеймона и ее зимнего придела Святых равноапостольных Константина и Елены было демонтировано и направлено в Петергоф, где безвозвратно погибло во время нацистской оккупации.
Работы по восстановлению храма начались в 2009 году. В процессе работ были сохранены и законсервированы элементы лепного и резного украшения церкви второй половины XVIII века, выполненные итальянским архитектором Антонио Ринальди. При участии специалистов мастерской академика РАХ Юрия Боброва и Филиппа Боброва воссоздан иконостас XVIII века, на свои исторические места возвращены 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный. Завершена работа по воссозданию всех четырех ярусов живописи, украшающей стены павильона. Все работы велись художниками Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В настоящее время в одном интерьере сосуществуют подлинная отделка второй половины XVIII века и образцы первоклассной современной реставрации в лучших традициях ленинградской школы. В экспозиционном пространстве можно увидеть немногочисленные сохранившиеся предметы церковного обихода из фондов музея: три уникальные иконы ораниенбаумской церкви, части лампад, металлические складни и кресты. Эти музейные экспонаты прошли не полную реставрацию, а только консервацию. Таким образом кураторы акцентируют внимание публики на состоянии предметов, которое явилось результатом отношения к ним поколений XX века.
Экспозиция, посвященная основанию церкви и ее освящению, размещена в пространстве ризницы: здесь посетителя ждет рассказ об истории храма, о смене его владельцев, изменениях статуса и повседневной жизни церковного притча. Чтобы представить, какой была церковь в XIX веке, в ризнице создан интерьер того времени.
Один из разделов экспозиции рассказывает о малоизвестном явлении в русской культуре XIX века — посмертных портретах членов аристократических семейств. В Ораниенбаумском дворце, принадлежавшем семье великого князя Михаила Павловича, хранилась коллекция семейных посмертных портретов. Традиция создания подобных образов в XIX веке была не просто жива, но имела широкое распространение. Попытка понять ее открывает нам совершенно новые, неожиданные черты религиозной культуры прошлого