В конце марта в Рождествено собрались реставраторы

6.04.2024, https://gatchinka.ru/

В Международном центре реставрации прошла VI конференция «Поиск баланса: аутентичность и современные технологии в реставрации».

«Поиск баланса: аутентичность и современные технологии в реставрации» — это цикл ежегодных конференций, организованных Российской ассоциацией реставраторов при поддержке организаций – членов РАР из секции производителей реставрационных материалов. Все они посвящены разным аспектам использования современных продуктов и технологий в сфере сохранения объектов культурного наследия на современном этапе.

В этот раз особое внимание уделялось поиску верного соотношения между необходимостью внедрения и использования ресурсов, отвечающих современным требованиям прочности и безопасности, и сохранением не просто образа старых построек и их декора, но и максимального приближения к изначальным образцам строительных и отделочных элементов, техники их изготовления и применения.

В частности, К. В. Лихолат, директор ООО «Паллада», говорил о важности сохранения исторической технологии и об опыте этой производственной компании, работавшей над воссозданием архитектурной керамики на фасадах зданий Дома Кино, Дома офицеров, Дома Ленинградской торговли, особняка Кшесинской, над воссозданием декора Соборной мечети. А реставрация керамического декора считается сложнейшим видом фасадных работ.

Здание – не музейный предмет, оно должно жить в пространстве, в котором было когда-то построено. А старые материалы имеют свой срок эксплуатации. Замена? Но чем и как? Зарубежная продукция высокого качества, которая требуется для качественных реставрационных работ, далеко не всегда доступна, в первую очередь из-за своей цены. Поэтому большой интерес вызвало выступление А. И. Савченко, главного специалиста Управления историко-культурных ландшафтов и гидротехнических сооружений КГИОП Санкт-Петербурга, который представил Каталог продукции российского производства для обеспечения замещения продукции импортного происхождения для реставрации и реконструкции.

В достижении баланса нуждается и сам производственный процесс (даже в работе над небольшим объектом), в котором задействованы разные структуры и специалисты. Неслучайно в ходе выступлений и обсуждений постоянно звучали слова «комплексный подход», «комплексный метод». Говорили о необходимости соединения мастерства и опыта профессионалов разного профиля, теоретиков и практиков. Это, в свою очередь, требует чётко разработанной системы государственных технических стандартов. М. В. Соболева, инженер ООО «НИиПИ «Спецреставрация» подняла острую проблему отсутствия контактов между  инженерами и технологами при выработке смет: например, соответствует ли аутентичности та или иная прописанная в смете консервационная работа? Дискуссия по этому вопросу продолжалась и в перерыве между заседаниями.

Необходимо отметить высокий уровень организации самой конференции, её технического обеспечения. И при большой насыщенности повестки получилось живое обсуждение каждого доклада, а они являли впечатляющую картину работ: от поднятия будущих музейных экспонатов с морского дна и их восстановления (С. М. Файзуллин, доцент РГГУ) до возведения конструкций сводов методом торкретирования, т. е. возведения монолитных горизонтальных и потолочных поверхностей, при котором бетон подаётся через систему шлангов и наносится на поверхность под действием сжатого воздуха с большой скоростью (Д. А. Можгин, ООО «Ресмикс»). Обсуждали и проблемы сохранения музейных предметов при их экспонировании в исторических зданиях и организации там соответствующего температурно-влажностного режима (Т. А. Афанасьева, помощник Игумена Александро-Невской Лавры). Вопросам реставрации и сохранению храмовой архитектуры был посвящён целый ряд докладов.

С. Б. Куликов, председатель Технического комитета по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие», думается, выразил общее мнение: эта конференция – один из шагов к общему пониманию будущего 20-летнего плана развития отрасли.

Справка

Организаторы конференции: Российская ассоциация реставраторов и Международный центр реставрации при поддержке комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области и производителей реставрационных материалов (организаций-членов РАР): ЗХК «Невская Палитра» (ТМ «Фридлендеръ»), ООО «ПК «Материалы Реноватор», ООО «Реновир-РМ», ООО «Реммерс», ООО НПК «Коломенские Краски», АО «Опытный завод сухих смесей», ООО «РесМикс», ООО «Торговый Дом «Ремикс»» (ТМ «Петромикс»), ООО «БАУМИТ».

Предыдущая запись
Реставрация Надвратного корпуса на Архиерейском подворье завершается в Пскове
Следующая запись
Публикации РАР в «Вестник НОПРИЗ» № 1 (16) // 2024

Похожие записи

Результатов не найдено.