Церемония открытия отреставрированных залов Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета Китайского дворца состоялась в Ораниенбауме при участии Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой и председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера.
«Залы были закрыты для посетителей более десяти лет. Сегодняшняя церемония – очень долгожданное событие, ведь проделан титанический труд реставраторов. Петергоф – один из крупнейших музеев, где проводятся такие масштабные ремонтно-реставрационные работы: от реконструкции гидросооружений до работ по объектам архитектурно-ландшафтного комплекса. В реализации задуманного нам очень помогает социально ответственный бизнес», – сказала глава Минкультуры России, поблагодарив коллектив и руководство музея-заповедника за сохранение богатого культурного наследия страны.
По словам Алексея Миллера, компания гордится своим участием в реставрации Китайского дворца – одного из наиболее ярких и знаковых памятников, формирующих историко-культурное наследие не только Санкт-Петербурга, но и всей страны.
«Для нас важно сохранить великие шедевры имперского Петербурга ради нынешних и будущих поколений, потому что без исторической памяти, без формирования культурного самосознания невозможно развитие и движение вперед. В этом и заключается смысл нашей меценатской деятельности в Петербурге – сберегая и восстанавливая, созидать и строить», — отметил он.
Ольга Любимова и Алексей Миллер ознакомились с результатами реставрационных работ в Штукатурном покое и Малом китайском кабинете, с завершением которых для посещения стали доступны двенадцать залов дворца. Весь комплекс работ будет завершен в декабре 2024 года.
В ходе осмотра они также поприветствовали участников мастер-класса социального проекта «Друзья Петербурга», который проводился в реставрируемом Большом китайском кабинете дворца.
Школьники обучаются основным навыкам реставрации непосредственно на месте проведения работ. Они поделились впечатлениями от мастер-класса и рассказали, почему выбрали для изучения направление реставрации. В свою очередь Ольга Любимова пожелала успехов ребятам и отметила, что благодаря таким просветительским проектам удаётся привлекать в отрасль молодых ребят и воспитывать будущих квалифицированных специалистов, которые также передадут свои знания будущим поколениям.
Штукатурный покой открывает восточную часть парадной анфилады Китайского дворца, так называемую половину Екатерины II. Здесь практически полностью сохранилась отделка XVIII столетия, которую удачно дополняют предметы мебели из исторической коллекции музея. Неповторимый облик Малого китайского кабинета создает сочетание шелка, расписанного растительным узором и сценками из китайской жизни, и контрастного геометрического орнамента. Паркет кабинета, набранный из ценных пород, сохранил редкий художественный набор XVIII века.
Кроме того, в Штофной опочивальне Китайского дворца установлены кровать с навершием и два кресла французской работы XVIII столетия, выполненные в парижской мастерской семьи Тийяр, которая знаменита виртуозным исполнением резного декора и золочения. Кресла обиты гобеленом с иллюстрациями к басням Лафонтена «Лев и Мышь», «Две козы», «Обезьяна и кот», «Олень и его отражение».
По окончании мероприятия Алексей Миллер и генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая подписали Соглашение о сотрудничестве в области сохранения культурного наследия и развития музея. Документ предусматривает как реализацию существующих совместных инициатив, так и расширение взаимодействия. В частности, планируется продолжение поддержки реставрации Китайского дворца, а также проведение выставочного проекта, посвященного празднованию 350-летия со дня рождения императора Петра I в 2022 году. Проект предполагается реализовать как современный аналог выставки 1872 года, созданной по инициативе императора Александра II к 200-летнему юбилею Петра I.
«Реставрация Китайского дворца, ставшая возможной благодаря финансовой поддержке нашего доброго друга и партнера – ПАО «Газпром», один из главных приоритетов музея-заповедника «Петергоф». Мы надеемся, что этот блистательный памятник, жемчужина архитектурного ансамбля Ораниенбаума, после завершения всего комплекса работ станет одной из самых притягательных культурных достопримечательностей для горожан и гостей Петербурга», – добавила Елена Кальницкая.
Справочно:
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» – единственная из дворцово-парковых резиденций, которая полностью уцелела в годы Великой Отечественной войны и единственный в России архитектурный ансамбль в стиле рококо.