Здание Соборной мечети Санкт‑Петербурга возводилось в 1910-1914 годах по проекту архитектора Николая Васильева при участии инженера Степана Кричинского и архитектора Александра фон Гогена. Отделочные работы велись до 1920 года.
Здание сочетает в себе элементы северного модерна и культовой архитектуры Азии. Выполнено в стилизованных формах «самаркандской» и «каирской» архитектурных школ. Архитекторам удалось гармонично сочетать строгий камень в отделке стен и сложный восточный декор внутреннего убранства.
Интерьеры сохранили авторское объемно-пространственное решение и частично историческую архитектурно-художественную отделку.
В годы блокады здание сильно пострадало. Была повреждена кровля и облицовка храма, нарушена водосточная система.
Уже к 1980-м годам строительные конструкции здания находились в неудовлетворительном техническом состоянии. Произошло обрушение облицовки купола, нескольких гранитных блоков облицовки западного минарета. Гранитные блоки пробили крышу западного портала мечети. В середине 1990-х были проведены работы по замене аварийной майоликовой облицовки.
Была угроза падения элементов лепного декора в интерьерах из-за конденсата, который образовывался в подкупольном пространстве.
С 2000 по 2015 годы за счёт средств бюджета Санкт‑Петербурга выполнены работы по реставрации гранитной облицовки фасадов и двух минаретов высотой 48 метров, майоликовой отделки порталов.
В 2016 году разработана документация и выполнен первый этап работ по реставрации интерьеров, в 2017-2019 годах работы продолжились. Отреставрирован молельный зал первого этажа и молельный зал для женщин на втором этаже. Проведен ремонт крыши.
Всего с 2000 по 2021 годы из средств бюджета Санкт‑Петербурга на работы по реставрации памятника выделено более 300 млн. руб.
В 2022 году продолжатся работы в дополнительном молельном зале на третьем этаже.
Проектом предусмотрены реставрация паркета, поверхности стен, потолков, сводов, мраморной плитки, гипсового лепного декора (сталактитовых поясов, лепных розеток, капителей колонн), столярных заполнений (дверей, решеток, окрытия парапета), металлических рам оконных заполнений и подоконных мраморных досок, светового фонаря.
Главный специалист КГИОП Лейла НОВИКОВА:
— Отделка третьего этажа более простая, чем на первом и втором этажах. Все основные поверхности стен, сводов загрязнены, многослойно окрашены масляной краской, мы видим большое количество следов протечек.
В процессе жизни памятника, прежде всего, конечно, от техногенных вибрационных воздействий, от транспорта образовались трещины. В 2019 году были установлены маячки для отслеживания динамики этих трещин. При работах вся штукатурная поверхность будет снята, будет проведена биоцидная обработка, трещины инъектированы, произведена вычинка кирпичной кладки, и после этого нанесен штукатурный слой.
Будет выполнена реставрация конструкций светового фонаря на третьем этаже. Световой фонарь храма проходит от крыши здания до первого этажа. Основание светового фонаря на третьем этаже представлено железобетонной конструкцией, верхняя часть – деревянные переплёты. Сейчас элемент декора находится в плачевном состоянии: некоторые окна разбиты, нанесены большие слои мастики, ослаблены конструкции деревянных рам.
В рамках работ по световому фонарю пройдут расчистка и ремонт всех конструкций, их обработка, монтаж, вычинка, замена отдельных сгнивших деревянных деталей, замена остекления.
В план работ этого года входит также реставрация дверных заполнений.
***
Планировка Соборной мечети обусловлена функциональным назначением здания. Центральное место занимает четырёхстолпный. квадратный в плане, двусветный молельный зал, окруженный с трех сторон галереями. Мощные столбы служат опорами подпружным аркам, несущим купол на парусах. Он состоит из внутренней оболочки сферического свода и наружного сфероконического купола.
Свод прорезан стрельчатыми окнами, которые на фасаде соответствуют 16 типовым окнам барабана. Между пилонами установлены круглые парные колонны, визуально отделяющие боковые галереи от подкупольного пространства.
На колонны опирается стрельчатая аркада, поддерживающая балконы. Тело колонны облицовано искусственным зелёным мрамором (под малахит), выполненным в технике стукко. Капители колонн представляют собой гипсовые сталактитовые пояса, окрашенные белой краской.
Официально храм был открыт 22 февраля 1913 года. Однако в связи с началом Первой мировой войны отделочные работы продолжались до 1920 года. В конце 1930-х годов мечеть была закрыта. Богослужение возобновлено в 1956 году.
К 1880-м годам мусульманская община насчитывала около восьми тысяч человек, руководил духовной жизнью верующих верховный муфтий России, миссия находилась в Оренбурге. Мусульман петербургского прихода возглавлял имам А.Г. Ситдиков и ахуны (мусульманские богословы, ученые) 3. Юнусов и А. Баязитов. Для богослужения и обучения детей нанимали помещения в частных домах по всему городу.
По мусульманским традициям мечеть должна находиться в оживленном районе города. Одним из таких районов стал район Троицкой площади после возведения постоянного моста через Б. Неву, прокладки линии конножелезной дороги от Троицкой площади до Новой деревни. Рядом находились обширный массив Александровского парка, Зоопарк, Народный Дом и разнообразные аттракционы.
Мусульманская община Санкт‑Петербурга, начиная с 1798 года, неоднократно обращалась на Высочайшее имя с ходатайством о разрешении построить мечеть.
В 1863 году мусульманская община города в ответ на обращение верховного муфтия Тевкелева к правительству России получает разрешение на строительство Соборной мечети. Начинается сбор средств среди верующих.
В 1867 году владельцем выбранного участка у Троицкой площади на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка был ключарь Петропавловского собора И. Долоцкий, через дорогу построивший по проекту архитектора Н. Глотова главный дом. В 1881 году по плану регулирования Петербургской стороны размеры участка были увеличены, он приобрел правильную форму. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб (священная ниша, перед которой стоят верующие) должна быть обращена на юг, в сторону Мекки. В данном же случае, она выходила прямо на фасад дома на соседнем участке. В ноябре 1907 года этот дом также был выкуплен, в нём разместили помещения для омовения, мастерские архитекторов, строительную контору, приемную Комитета. Оставшиеся помещения сдавались внаём, прибыль от которого шла на строительство храма.
Сумма, необходимая для приобретения земельных участков была предоставлена Сенд-Абдул-Ахид – ханом Эмиром Бухарским, который вскоре получил от Николая II (с ним эмир состоял в дружеских отношениях еще со времени своего обучения в Сухопутном шляхетском корпусе) разрешение на строительство Мечети на Кронверкском проспекте.
Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы. При разработке программы конкурса были учтены специально подготовленные ахуном Баязитовым рекомендации: наличие в мечети двух ярусов хор, строгость внутреннего убранства, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников.
Всего было представлено 45 проектов, первые три премии получили проекты известных петербургских зодчих – Н.В. Васильева, М.С. Лялевича и М.М. Перетятковича. Для строительства Комиссией был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом «Тимур». К доработке проекта архитектор привлекает своих коллег: архитекторов А.И. фон Гогена и С.С. Кричинского.
В 1910 году состоялась церемония официальной закладки Мечети, приуроченная к 25-летию правления Эмира Бухарского. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами, надписями из Корана. Для церемонии изготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. Эмиром Бухарским был заложен первый камень, состоялся прием депутаций из Москвы, Кронштадта, Кавказа, от мусульманских приходов столицы. На месте закладки состоялось богослужение, в строительной конторе дан торжественный завтрак.
В 1913 году Комитет по строительству Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, «…чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еще не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем богослужения». К этому времени на главном куполе, куполах минаретов, центральном портале был смонтирован майоликовый декор; в интерьере – майоликой был украшен михраб.
В 1913 году верхняя часть купола покрыта медными листами. Санкт‑Петербургским арматурно-электрическим акционерным обществом по рисункам архитектора Н.В. Васильева были изготовлены и установлены осветительные приборы: люстры, канделябры, фонари, бра.
Фирмой «Я.И. Филотей» по рисункам С.С. Кричинского изготовлены мраморные плиты для вестибюля и парадной лестницы, 29 подоконников белого мрамора установила фирма «А. Андреев».
Паркетные работы произведены фирмой «Лееров и Арендт», причем в центральном зале пол предварительно покрыли доломитом – новым материалом, состоящим из смеси древесной муки, асбеста, талька, минеральной массы, дающей идеальное соединение каменных и железобетонных покрытий с паркетом.
В том же году были сделаны раклы – священные надписи для порталов, михраба; скульптором Савиным изготовлены модели сталактитов для интерьера.
С началом Первой мировой войны ход отделочных работ замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были демобилизованы.
В конце 1917 года завод Сан-Галли изготовил чугунную решетку ограды.
В конце 1918 года Совнарком арестовал расчетные счета Соборной мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках, все работы прекратились.
В 1920 году из Бухары прибыл последний подарок Эмира Бухарского – большой тавризский ковер ручной работы (пл. ок. 400 кв. м) для центрального зала Мечети.
Крыльцо портала для женщин было сооружено в конце 1921 года. Изготовленную заводом Сан-Галли по проекту С.С. Кричинского еще в 1916 году чугунную решетку ограды установили на гранитный цоколь на кирпичном фундаменте в 1923 году. Позднее вдоль ограды, окружая внутренний дворик Мечети, высадили деревья – клены, липы, вязы, березы и кустарниковые – сирень, акации, шиповник.
В 1940 году здания Мечети были переданы Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.
В годы блокады здание пострадало от осколков бомб и снарядов. Была нарушена водосточная система, повреждена крыша и керамическая облицовка купола. В работе системы отопления и вентиляции повсеместно допускались нарушения и отклонения от установленных норм и правил эксплуатации. Отсыревание стен повлекло за собой выделение солей из раствора кирпичной кладки. На фасадах появились щелочные подтеки.
В результате многочисленных обращений верующих ленинградской общины, ходатайства лидеров международного освободительного движения доктора Сукарно и Дж. Неру здание Мечети было передано в 1955 году Религиозному обществу Мусульман. 18 января 1956 года богослужения в храме возобновились.