В конце февраля музей Маурицхейс в Гааге запустил проект «Девушка в центре внимания» (Girl in the Spotlight), посвященный «Девушке с жемчужной сережкой», самой известной картине Яна Вермеера, которая хранится в собрании музея. Больше двух недель группа ученых, реставраторов и историков искусств впервые с 1994 года — когда картину в последний раз реставрировали — исследовала картину Вермеера при помощи микроскопов, инфракрасных спектрометров и рентгеновских аппаратов. На протяжении всего исследования реставратор Эбби Вандивер вела блог. «Медуза» рассказывает, что нового ученым удалось узнать о картине с 350-летней историей.
Художник делал краски на основе подогретого масла
Чтобы получить масляные краски, в XVII веке художники или их помощники смешивали красящие пигменты с маслом, которое часто добывали из льна. Полученные краски они хранили в закрытых горшках или в высушенных мочевых пузырях животных. Ученые из музея Маурицхейс исследовали микроскопический фрагмент краски с картины методом газовой хроматографии/масс-спектрометрии (ГХ/МС) — это технология, способная распознавать химические вещества даже в самых сложных смесях. Оказалось, что Вермеер использовал специальный тип масла, которое, возможно, даже делал сам. Для изготовления красок масло сначала прокаливалось при температуре около 300 градусов по Цельсию — это позволяло контролировать густоту краски, делать ее более гладкой, глянцевитой и, вероятно, даже быстросохнущей.
Краски для картины делались из ртути, свинца и мексиканских червецов
Для того чтобы узнать, какие красители в каких фрагментах картины использовал Вермеер, ученые пользовались сканирующим электронным микроскопом (пучок электронов фокусируется на маленьком фрагменте картины в поперечном сечении и определяет его атомный состав), ультрафиолетовыми лампами, жидкостными хроматографами (компоненты сложной смеси, такой, как краска, разделяются, чтобы определить состав смеси) и другими приборами. Им удалось выяснить, что красный пигмент на губах и щеках героини картины — это смесь на основе киновари, оранжево-красного пигмента из сульфида ртути, который в XVII веке в больших масштабах производили в Амстердаме и Антверпене.
Еще один красный краситель, который художник использовал для работы над лицом «Девушки», — кармин, получаемый из карминовой кислоты, которую вырабатывают самки кошенили, или кошенильного червеца. Кошениль водится в Мексике, в XVI-XVII веках его активно экспортировали в Испанию, а оттуда поставляли в другие европейские страны. Вероятно, кармин на щеках вермееровской героини — тоже родом из Мексики. Сегодня кармин, который стал гораздо более распространен, чем во времена Вермеера, используют как пищевой краситель — например, для окрашивания сосисок или сыра.
Непрозрачная белая краска, которой художник писал рубашку девушки, белки ее глаз, блики на платке и блик на жемчужине, — это свинцовые белила. Ученые проанализировали образец белой краски с картины и определили, что свинец для нее был добыт из тех же месторождений, что и для других североевропейских картин.
В «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеер активно использовал ультрамарин — синей краской на его основе художник не только написал платок на голове героини, но и прорисовал им складки одежды. Пигмент, получаемый из лазурита, добывали в Средней Азии и отправляли в Европу по Шелковому пути. Затраты на доставку и производство делали ультрамарин одним из самых дорогих красителей — дороже золота. Это лишний раз подтверждает, что материальное положение Вермеера, отца 15 детей, писавшего не больше двух картин в год, было весьма неплохим — возможно, благодаря богатым заказчикам или покровителям.
Холст картины очень похож на другие холсты, которые использовал Вермеер
В Голландии XVII века было много ткацких мануфактур. Холстом для картин обычно служила ткань, сплетенная из льняных волокон. Она продавалась кусками или целыми рулонами. Недавние исследования показали, что несколько картин Вермеера были написаны на кусках холста из одного и того же рулона. Холстов, аналогичных тому, на котором написана «Девушка с жемчужной сережкой», до сих пор обнаружить не удалось, но новейший анализ рентгеновских снимков картины показал, что основой для нее послужило такое же полотно, как обычно покупал Вермеер, — простого тонкого плетения. Количество льняных нитей на сантиметр холста — 14,66 горизонтальных и 14,5 вертикальных — тоже примерно такое, как в других картинах Вермеера.
Фон картины раньше не был черным
Отдельно ученые рассматривали темный фон картины, который может показаться черным, но это не так. Изначально он был темно-зеленого цвета. Исследования поперечных сечений картины под микроскопом показали, что Вермеер сначала нанес на фон черную краску на основе угля, а затем покрыл ее слоем полупрозрачной глазури зеленого цвета. Глазурь представляла собой смесь двух натуральных красителей — желтого на основе резеды и синего на основе порошка индиго — они оба со временем выцвели на солнце. В 1994 году реставраторы впервые обратили внимание на неоднородность фона, потому что, сняв защитное покрытие от предыдущей реставрации, обнаружили один блестящий темно-зеленый участок, — и решили его сохранить. Его можно заметить ближе к левому краю картины.
Из-за выцветших красок невозможно увидеть невооруженным глазом подпись художника — но на снимках, сделанных учеными, можно разглядеть в левом верхнем углу одну из нескольких монограмм, которыми пользовался Вермеер, — IVMeer.
И главное. Возможно, это вообще не жемчужная сережка
По словам Эбби Вандивер, специалисты по костюмам и ювелирным изделиям давно считают, что жемчужина на картине слишком большая, чтобы быть реальной. Возможно, художник изобразил фальшивую жемчужину из венецианского стекла, лакированного олова или перламутра. Кроме того, на картине, по замыслу автора, могла быть не только не жемчужина, но и не сережка — на картине не видно никакой петли или подвески, соединяющей жемчужину с ухом девушки.
При большом увеличении можно увидеть, что Вермеер написал сережку всего несколькими мазками свинцового белого и тонким слоем серого цвета. Ярким белым цветом выделен блик вверху сережки. Возможно, этот блик мог быть деформирован при ранних реставрациях картины, и установить, как «сережка» выглядела в самом начале, невозможно.
Вандивер напоминает, что до 1994 года специалисты думали, что на сережке два белых блика — второй был чуть пониже. Тогда при реставрации обнаружилось, что второй «блик» — это на самом деле кусочек краски сверху картины, который когда-то, возможно при реставрации 1882 года, откололся, перевернулся, соскользнул на сережку и на долгие годы застрял прямо на жемчужине.