Триумф Монферрана. Петербург вспоминает своего великого зодчего

https://spbvedomosti.ru/

23 января исполнилось 235 лет со дня рождения архитектора Анри Луи Огюста Рикара де Монферрана, родившегося в предместье Парижа Шайо, а умершего в Санкт-Петербурге. Он известен в России и прежде всего в Петербурге как автор двух важнейших для города памятников – Исаакиевского собора и Александровской колонны.

А началось все в Париже, когда туда триумфально вошли российские войска во главе с императором Александром I, победившие Наполеона. Молодой архитектор преподнес Александру «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I». Был там, в частности, и проект «Колонны в честь всеобщего мира».

Император запомнил его, и вскоре Огюст Монферран получил приглашение приехать в Россию. И он решился. В Петербург прибыл в 1816 году и прожил здесь сорок лет, работая при трех императорах.

В это время как раз искали архитектора для строительства собора Святого Исаакия Далматского. В конкурсе участвовали блистательные зодчие – Воронихин, Стасов, Кваренги… Но императору все не нравилось. Монферран приехал как раз вовремя. Работу по возведению грандиозного собора поручили молодому французу. Закладка собора состоялась в 1819 году. Освящен же он был в 1858-м.

Исаакий огромен и величествен, его можно поставить в один ряд с самыми великими церквами мира, будь то собор Святого Петра в Риме или Святого Павла в Лондоне.

Хоровод из 24 ангелов появился под куполом в 1839 году. Их создал немецкий скульптор Иосиф Герман. Вес каждого – полторы тонны, но снизу эти хранители города кажутся невесомыми. Стоя на высоте 60 метров, стражи Петербурга не могут спрятаться от сильного ветра и непогоды. В 2010-е годы прошла реставрация ангелов, чьи фигуры буквально съела ржавчина. Особенно пострадали крылья из тонкослойной меди.

Как часто бывает, новая постройка поначалу не вызвала всеобщего восторга. Собор сравнивали с чернильницей. Если он действительно чем-то и напоминает старинный чернильный прибор, то пишет с его помощью не иначе как сам Господь Бог.

Огромная тяжеловесная махина каким-то чудом кажется воздушной. Особенно летом, в белые ночи, или зимой, когда словно тонет в морозном мареве или, кажется, парит над землей, кружась в клубах метели.

Петербуржцы любят Исаакий. Сейчас в самые значимые православные праздники здесь проходят церковные службы. В другое время – экскурсии, концерты. Совсем недавно, в старый Новый год, например, здесь вспоминали великую русскую певицу Елену Образцову, звучали оперные арии. Чаще всего здесь исполняют духовную музыку.

Вторая знаменитая работа Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, возведенная по приказу Николая I как память о славной победе России над Наполеоном.

Монферран, по его собственным словам, вдохновлялся колонной Траяна в Риме, которую считал «прообразом самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде». А также знаменитой колонной Наполеона, стоящей на Вандомской площади в Париже. Наша превосходит по высоте не только наполеоновский памятник, но и все триумфальные колонны в мире.

Чтобы поднять этакую махину весом 700 тонн, потребовалось почти два часа, 2000 солдат и 400 рабочих. А также талант выдающегося инженера Бетанкура, по проекту которого были сооружены леса и создана сложная колесная конструкция. За подъемом и установкой колонны с восторгом наблюдали 10 тысяч человек, среди которых было много иностранных гостей.

Одним из свидетелей того, как гигантская колонна сначала медленно, под наклоном, стала подниматься, потом оторвалась от земли и встала на свое место, был русский поэт Василий Жуковский, который назвал это двухчасовое зрелище «великолепным, единственным в мире». Император Николай I поздравил архитектора и, по легенде, сказал ему: «Монферран, вы себя обессмертили!». И щедро наградил. Архитектор стал богатым человеком.

«Величественный колосс» стоит без дополнительных опор и держится только силой своей тяжести. Сейчас петербуржцы бесстрашно прогуливаются вблизи колонны. Привыкли. А вот в первые годы после установки многие побаивались проходить мимо: вдруг упадет? Но колонна не упала даже во время Великой Отечественной войны, когда она была повреждена осколками многочисленных снарядов.

Не так давно Александровскую колонну проверили на прочность, смоделировав с помощью современных технологий землетрясение в шесть баллов. Она устояла.

Долгое время за Александровской колонной следил Музей городской скульптуры. Однако Эрмитаж добивался передачи колонны в его ведение, мотивируя это тем, что так легче будет обеспечить охрану памятника от вандалов. Наконец, осенью 2009 года Министерство культуры РФ издало соответствующий приказ. Александровскую колонну передали в ведение Эрмитажа. Директор музея Михаил Пиотровский назвал ее «образцом элегантности в архитектуре».

Монферран построил в Петербурге и несколько особняков. Пожалуй, самый известный – так называемый Дом со львами. Он был построен в 1814 – 1825 годах для жены флигель-адъютанта Александра I княгини Клеопатры Лобановой-Ростовской. Парадное крыльцо дома украсили львы из каррарского мрамора работы итальянского архитектора Паоло Трискони. На одном из этих львов спасался во время наводнения герой поэмы Пушкина «Медный всадник» Евгений.

В 1820-х годах особняк Лобановых-Ростовских был продан в государственную казну и в дальнейшем передан Военному министерству.

В советские годы в доме поочередно располагались Военно-политическая академия имени Толмачева, Аэромузей. Что совсем уж странно – общежития, мастерские Электромеханического завода. И, наконец, школа. Это была одна из немногих школ, работавших в блокаду в осажденном городе. После войны в Доме со львами располагался проектный институт. А сейчас здесь находится фешенебельный отель.

Как и многие архитекторы той поры, Монферран занимался и, как сказали бы сейчас, дизайном. В музеях Петербурга хранится созданная по его проектам мебель. Например, золоченый стол с зеркальной столешницей, выполненный «в ренессансном вкусе» (его можно было увидеть летом 2018 года на выставке в манеже Малого Эрмитажа). Блестяще образованный, знаток исторических стилей, тонкий стилист, Монферран создавал эскизы мебели для императорской семьи, а изготавливали ее в мастерской братьев Гамбс.

Огюст Монферран умер спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Словно его миссия на этой земле была закончена и его уже ничего здесь не держало. Он просил похоронить его в этом соборе, которому отдал полжизни, в одном из последних сводов. Но император Александр II не дал разрешения – Монферран был католиком. По зодчему лишь отслужили панихиду в соборе, а потом трижды обнесли гроб с его телом вокруг величественного храма. Потом вдова Монферрана увезла покойного в Париж, где похоронила на Монмартрском кладбище.

А мы здесь, в Петербурге, до сих пор вспоминаем об Августе Августовиче (как называли его в России) с благодарностью.

Предыдущая запись
В Москве открылся образовательный проект «Реставрационный кураториум»
Следующая запись
Петербургский хирург возрождает старинную финскую усадьбу под Выборгом

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.