https://www.theartnewspaper.ru/
Декорация к «Половецким пляскам» Дягилева, недавно приобретенная Третьяковкой, уходит на реставрацию, чтобы предстать на большой выставке Николая Рериха в октябре, а потом стать частью музейного Дягилевского центра
Третьяковская галерея начала реставрацию панорамной декорации (задника) к «Половецким пляскам» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», которыми 19 мая 1909 года в парижском театре Шатле открылся балетный дягилевский сезон. Задник с изображением бескрайней степи с юртами на фоне неба был написан в том же 1909 году по эскизу Николая Рериха масштабировавшим его художником Борисом Анисфельдом (пастель находится в собрании Третьяковской галереи). Декорация много лет использовалась «Русскими сезонами» (к 1920 году — более 500 раз), а потом их преемником — труппой «Русского балета колонеля де Базиля», в том числе в многочисленных турне, поэтому обветшала и имеет много провисаний, дыр и заплат.
Работы будут вестись реставраторами Третьяковской галереи, уже имеющими уникальный опыт восстановления произведений большого формата (панно «Введение в Еврейский театр» Марка Шагала и «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля). Команду возглавляет Андрей Голубейко, заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи ХVIII — начала ХХ века, недавно вместе с Александрой Орловской получивший Государственную премию за восстановление картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», а ранее их работа была отмечена премией нашей газеты в номинации «Реставрация».
Как рассказала директор Третьяковской галереи Елена Проничева, декорация Рериха находится в аварийном состоянии, однако планируется, что реставраторы успеют завершить первую часть работ к осени, что позволит показать ее на крупной монографической выставке Николая Рериха, которая откроется в Новой Третьяковке в октябре 2023 года. Реставрация, как и выставка, проводятся при поддержке банка ВТБ.
«Нам пришла в голову безумная идея, — говорит Татьяна Городкова, главный хранитель галереи, — показать декорацию на выставке осенью. Это очень короткие сроки. К примеру, на реставрацию „Принцессы Грёзы“, которая примерно в два раза меньше, ушло четыре года. Совершенно точно, что целиком реставрация к этому сроку не будет завершена, однако мы надеемся на первую стадию. Мы хотим укрепить декорацию сзади и таким образом сделать возможным ее экспонирование, пускай и не в окончательном варианте».
Для восполнения многочисленных прорывов основы с утратами и потерями больших кусков ткани будет использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре. Отдельные наиболее ветхие участки будут дублироваться на тончайший прочный шелк. «Мы будем собирать пазл из ветхой руинированной ткани», — говорит Городкова. Укрепление и дублирование будут вестись с особой осторожностью, поскольку одна из особенностей произведения — оно не натянуто на жесткий подрамник, а висит под собственным весом.
Чтобы предстать на выставке, основа должна быть полностью укреплена. А вот наружный живописный слой в гораздо лучшем состоянии и не требует аварийного вмешательства, несмотря на потертости и утраты. Татьяна Городкова предполагает, что прямо на выставке могут быть проведены несколько открытых сессий реставрации.
После экспонирования на выставке декорация вернется в мастерскую, и специалисты приступят ко второму этапу — работе над красочным слоем. Сроки окончания этих работ пока назвать невозможно.
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПОМОЩНИК
На сегодняшний момент к официальному старту работ создана уникальная технологическая база, которая позволяет реставраторам приступить к гигантскому полотну размером 23 на 10 м. Голубейко рассказал, что, когда сотрудники музея летали в Лондон, чтобы посмотреть предмет перед покупкой, владельцам пришлось арендовать спортивный зал, чтобы его показать. «А в Москве мы расстелили его в зале Врубеля в галерее, и он не влез целиком. Впечатление, которое мы получили, было непередаваемым. Это мощное произведение, которое производит сильный эффект», — говорит Городкова.
Подготовительная работа перед официальным стартом реставрации была длительной и масштабной. Сделано описание сохранности, кроме того предварительное укрепление, которое требовалось для транспортировки. Но главное — создана инженерная конструкция, которая позволит реставраторам нормально работать с полотном такого размера.
«Я сама не узнаю теперь пространство реставрационной мастерской», — говорит Городкова. Помещение, которое пришлось освободить от мебели, занял аппарат длиной 10 м, с валами и станиной, на которые намотана декорация. Между валами располагаются специальные столешницы, образующие широкую рабочую зону. Данное инженерное решение позволяет работать поэтапно и последовательно со всем огромным полотном. Кроме того, как подчеркивает Голубейко, это новаторское изделие позволяет реставраторам работать не на коленях и согнувшись в три погибели, а стоя: «Наша задача — чтобы реставраторы не уставали, чтобы им было комфортно».
Уникальный аппарат, не имеющий аналогов в мире, был придуман Голубейко — это не первый его инженерный опыт, ранее он изобрел и вместе с компанией «Архив» во главе с Алексеем Гусевым воплотил уникальные приспособления (стол и кресло), которые значительно облегчили реставрацию шедевра Репина. Новая конструкция также собрана «Архивом» при финансовой поддержке БФ «Транссоюз». Работы над созданием механизма начались в прошлом году.
ДЯГИЛЕВСКИЙ ЦЕНТР
Планы создания Дягилевского центра звучали в Третьяковской галерее давно, и для него отводилось место в проекте реконструкции здания на Крымском Валу, предложенного знаменитым архитектором Ремом Колхасом.
Музей проводил целенаправленную работу по представлению и поискам сохранившегося наследия оказавших невероятное влияние на развитие мировой культуры «Русских сезонов» (проводились с 1908 по 1929 год во Франции и других странах), над которыми работали прославленные художники, танцовщики, исполнители и сценографы. Так, в 2009 году совместно с Фондом культуры «Екатерина» в Монако, где находилась репетиционная база русской труппы, был показан проект «Удиви меня! Сергей Дягилев и русские балетные сезоны», год спустя уже в Москве прошла выставка «Видение танца. К 100-летию „Русских балетов“ С.П.Дягилева в Париже» и, наконец, в прошлом году в Третьяковке представили выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», ядром которой стали предметы, приобретенные галереей у Ольги и Айвора Мазур в 2020 году: это были 12 костюмов к «Русским сезонам», созданные по эскизам Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. Именно в составе этой коллекции в музей попала и декорация по эскизу Рериха.
Эпопея по приобретению коллекции Мазуров была долгой. В 2009 году владельцы показали ее на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства, открыв русской публике. Десять лет спустя в галерее началась полная сложностей работа по покупке этих предметов. Найти спонсоров, договориться о цене, выстроить логистику и, наконец, вывезти в августе 2021 года огромный занавес — все это сначала казалось авантюрой.
Третьяковской галерее удалось существенно снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговая сумма сделки музеем не озвучивается). Из этикетажа выставки «Дягилев. Генеральная репетиция» ясно, что с приобретением коллекции Мазуров музею помогла компания «Би Пи Россия».
Как позже рассказала Ольга Мазур в интервью Forbes, этот задник был приобретен у наследников Филиппа Дайера, одного из специалистов по дягилевским балетам, который атрибутировал предметы для аукционов Sotheby’s, распродававших реквизит антрепризы с 1967 по 1973 год. По ее словам, она сразу знала, что эта вещь — только для музеев, поэтому хранила ее на валу и была рада передать Третьяковской галерее эстафету по владению.
Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII — начала ХХ века, говоря о приобретении занавеса и костюма у Мазуров, ранее рассказывала, что для будущего Дягилевского центра они очень важны: «Мы приобрели потрясающую коллекцию костюмов, которая была нам так необходима для работы с уже имеющимися материалами, связанными с импресарио Сергеем Дягилевым. Наши экспонаты были прежде всего архивные, нам не хватало топовых вещей».
Как рассказала нам Татьяна Городкова, от того Дягилевского центра, который спроектировал еще Рем Колхас в своем проекте реконструкции Новой Третьяковки, конечно, уже отказались, как и от его идей в целом. Сейчас предполагается, что центр можно разместить в залах № 60 и 61, известных широкой публике как место проведения временных выставок на Крымском Валу (когда специальные залы для этого обустроят в новом здании музейного комплекса в Лаврушинском, открытие которого намечено на 2024 год).
В Дягилевском центре будут показывать эскизы костюмов и декораций, фотографии спектаклей, костюмы по эскизам знаменитых русских и европейских художников, а также, конечно, рериховский задник. Помимо коллекции Мазуров, важной частью экспозиции станет дар Александры Томилиной, вдовы художника Михаила Ларионова, включающий множество работ его и Наталии Гончаровой для «Русских сезонов».
Помимо экспозиции, в центре планируют создать библиотеку по истории танца с архивными материалами, связанными с событиями и героями дягилевской антрепризы.