Трехарочный, Большой, «Бельведер»: какие гроты можно найти в московских усадьбах

https://www.mos.ru/

Мода на небольшие парковые постройки, имитирующие пещеры, пришла в Москву из Италии. Какие из них сохранились до наших дней, как их приводят в порядок и как использовали сотни лет назад — в материале mos.ru.

В столице можно найти немало старинных усадеб, которые бережно хранят память о своих владельцах, парковой моде, архитектурных стилях разных эпох и знакомят современных москвичей с диковинками из разных уголков света. Особое место в усадебных парках занимают гроты — небольшие павильоны, пришедшие в Россию из Италии и получившие широкое распространение в XIX веке. В Москве сохранилось немало подобных сооружений, например знаменитый грот в усадьбе Кусково, где бывала императрица Екатерина II, или грот «Бельведер» в саду имени Баумана. Сейчас начались работы по сохранению двух таких сооружений в усадьбе «Кузьминки».

Коринфские колонны с золочеными капителями, роспись стен под мрамор, более 150 тысяч раковин из разных уголков света, причудливые изгибы диковинных растений — все это можно увидеть в павильоне «Грот» в усадьбе Кусково. Он расположился на берегу Итальянского пруда. Многие элементы отделки сохранились с момента постройки — второй половины XVIII века.

По задумке владельца усадьбы Петра Шереметева, «Грот» олицетворяет единство камня и воды. Верх павильона украшен фонтанной чашей-вазоном, струи которой как бы сбегают вниз по куполу. Золоченые кованые решетки и створки окон и дверей напоминают водоросли. Но настоящая драгоценность — внутри. Интерьеры центрального зала и двух боковых кабинетов создавались немецким мастером Иоганном Фохтом более 10 лет. В качестве основы для декора рукотворной подводной пещеры он использовал тысячи раковин 24 различных видов из Средиземного и Черного морей, а также Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Круглые окна под потолком (люкарны) в XVIII веке затягивали зеленой тканью — она пропускала свет как через толщу воды. Специфическое освещение дополняла роспись стен под мрамор.

Сегодня увидеть удивительный интерьер «Грота» могут все желающие, а когда-то здесь принимали августейших особ, друзей семьи, а также ужинали в домашнем кругу. Летом 1775 года граф Петр Шереметев в павильоне потчевал обедом императрицу Екатерину II, спустя почти 100 лет его правнук угощал императора Александра III и членов его семьи фруктами и шампанским под песни цыганского хора.

Чтобы вернуть былое великолепие парковому павильону, реставраторам потребовалось почти три года. Обновленный «Грот» открыли в 2019-м. Специалисты усилили несущие конструкции, привели в порядок фасады и интерьеры, восполнили лепной декор и металлические фрагменты.

Особой заслугой современных мастеров стало воссоздание исторического ракушечного декора, хотя это было непросто: часть моллюсков уже вымерли, другие изменили среду обитания и форму раковин. Подобрать альтернативу утраченным элементам помогли сотрудники Института океанологии имени П.П. Ширшова Российской академии наук. Реставраторы использовали около 150 тысяч раковин, привезенных из Греции, Италии, Турции и Франции. Уникальную и кропотливую работу отметили наградой конкурса «Московская реставрация».

В саду имени Баумана можно найти грот «Бельведер». Его построили в конце XIX века, тогда здесь находилось имение купца Николая Стахеева. Сооружение выполнили из грубого камня, имитируя природную пещеру. На вершину грота через порталы ведут ступени, превращая ее в обзорную площадку. В советское время внутри «Бельведера» работало кафе, затем сооружение использовали как склад.

Долгое время грот считался аварийным и был закрыт для посетителей. В 2020–2021 годах его отреставрировали. Сначала специалисты укрепили фундамент, стены и свод, восстановили каменную кладку. Затем привели в порядок лестницы и арки, поставили декоративные ограждения и установили архитектурную подсветку. Мастерам удалось воссоздать каменный каскад, который когда-то украшал верхние уровни грота, но был утрачен. Лестницы облицевали брусчаткой, а кладке вернули первоначальный облик.

Сегодня в прохладе грота можно отдохнуть в жаркий летний день и узнать об истории сада имени Баумана с помощью мультимедийного экрана. На насыпном холме позади сооружения обустроили смотровую площадку и установили лавочки. На склоне у верхнего яруса появилась скульптура по мотивам картины Огюста Родена «Танцевальное упражнение».

На высоком берегу Яузы, на улице Земляной Вал, расположилась усадьба Усачевых — Найденовых, объект культурного наследия федерального значения. В XVI веке на этом месте была великокняжеская резиденция, в XVII столетии — имение боярского рода Морозовых, а в XVIII веке территория принадлежала князьям Гагариным. В феврале 1824-го владельцами южной половины усадьбы стали московские купцы Найденовы, а северной — известные торговцы чаем Василий и Петр Усачевы. По их заказу в 1829–1837 годах отстроили усадебный комплекс и разбили регулярный парк с оранжереями и гротом. Он сохранился до наших дней. Облицовка грота соответствует парковой моде той эпохи: имитирует естественное, природное нагромождение камней. В прохладе небольшой ниши могли отдохнуть два-три человека.

Этот небольшой грот хорошо знаком любителям кино. Тут разворачивается финальная сцена в картине «Покровские ворота» (1983), а парк усадьбы неоднократно мелькал в других лентах, среди которых «Звезда пленительного счастья» (1975), «Тот самый Мюнхгаузен» (1980), «Мастер и Маргарита» (1994), сериал «Бригада» (2002) и другие фильмы.

Недавно завершилась комплексная реставрация исторических элементов паркового ансамбля усадьбы Усачевых — Найденовых. В гроте расчистили и укрепили кирпичную кладку, привели в порядок облицовку и восполнили утраченные элементы. Камень покрыли специальным составом, защищающим от разрушений.

Заслуживают внимания Трехарочный и Большой — одноарочный — гроты в усадьбе Влахернское-Кузьминки на юго-востоке Москвы. Их построили между 1811 и 1830 годами. Во время выравнивания площадки для парадного двора имения на берегу пруда образовался откос, где и разместили романтические руинные композиции. В кладке построек чередуются невысокие ряды гладкотесаного белого камня с приподнятыми слоями ноздреватого декоративного камня. Эксперты считают, что перед Трехарочным гротом стояли гипсовые скульптуры, так как сохранились пьедесталы для декоративных фигур.

До 1917 года Кузьминки были родовым имением князей Голицыных. В Большом гроте в XIX веке по праздникам давали домашние спектакли. Иногда их ставили сами хозяева с участием гостей. Напротив сооружения находится Музыкальный павильон усадьбы, а значит, грот, помимо прочего, выполнял роль резонатора — отражал звучание инструментов и делал его более объемным.

Недавно в усадьбе Кузьминки начались реставрационные работы, и в первую очередь специалисты приведут в порядок оба грота. Они расчистят каменную облицовку от загрязнений, восстановят кладку и подпорные стены, восполнят утраченные элементы, заменят металлические ограждения, обустроят новую отмостку в соответствии с сохранившимися образцами исторических доломитовых плит. Стенам, сводам и полам сооружений вернут естественный белый цвет отесанного декоративного камня.

Предыдущая запись
Легендарный павильон и арки-юбиляры. Изучаем знаковые объекты ВДНХ в честь ее 85-летия
Следующая запись
Сергей Фокин: «Работы хватит и нам, и нашим внукам»

Похожие записи

Результатов не найдено.