Государственный Эрмитаж отмечает в этом году 255-летие — дата не круглая, но количеству событий, которые проведет музей, позавидует любой юбиляр. О том, что любители искусства увидят в Петербурге и за его пределами, а также об итогах 2018-го журналистам рассказал директор учреждения Михаил Пиотровский.
Главных ориентиров, подчеркнул глава Эрмитажа, два. Первый — открытие 1 февраля выставки «Сокровищница» в Амстердаме, где вот уже 15 лет существует филиал петербургского музея. Собственно, «старшему брату» и будет посвящена экспозиция. Она расскажет о нем, как о настоящей планетарной системе, — всех его отделах, хранящихся в фондах шедеврах, филиалах… Второй тоже связан с присутствием музея в других регионах: в ноябре в Омске заработает центр «Эрмитаж-Сибирь». В связи с этим целых полгода омичи смогут любоваться экспонатами из Рыцарского и Восточного залов.
Впрочем, для петербуржцев эти события на фоне «домашних» проектов отойдут все-таки на второй план. Хотя бы потому, что в июле в Манеже Малого Эрмитажа разместятся «Мечты об Италии. Коллекция маркиза Кампана». Этот проект стал возможным благодаря сотрудничеству с Лувром, и впервые за 160 лет соберет вместе все предметы одной из самых значительных частных коллекций XIX века.
— Есть интересная история о том, как мы с Лувром делили эту коллекцию. Маркиз Компана был арестован, и собранные им шедевры выставили на продажу. Российское правительство хотело купить коллекцию целиком, но не сторговались по цене. После было соревнование с Лувром — кто возьмет лучшие экземпляры. В итоге лучшее взяли мы — все античное, — вспоминает Михаил Пиотровский.
Сначала более 700 предметов покажут в Риме, а после выставку представят и жителям Северной столицы.
Еще один уникальный проект относится к современному искусству. Выставку «Роберто Матта и четвертое измерение» можно будет посмотреть с апреля в Белом зале Главного штаба. Работы одного из последних представителей сюрреализма российской публике почти неизвестны и будут показаны в стране впервые.
Кажется, одно только название — «Сладкое художественное впечатление» -обеспечит Эрмитажу ажиотаж и в конце июня. В это время начнет работу выставка, посвященная собранию президента Академии художеств графа Строганова, которое в свое время оказалось незаслуженно забытым и разошлось по разным музеям. Образ этой коллекции целиком попытаются воссоздать, и зрители увидят образцы европейской и русской живописи, скульптуры, керамики, даже собрание книг.
Ждут нас и «погружения» во вполне экзотичные темы. Это, например, выставки «Сокровища Красной реки. Археологические коллекции из музеев Вьетнама» (покажут древние культовые и бытовые предметы из музейных собраний азиатской страны, многие из них были найдены на раскопках совсем случайно) и «Блеск империи. Сокровища Великих Моголов из коллекции Аль-Тани и собрания Эрмитажа» (выставят более 300 экспонатов, а отдельного внимания заслуживает ряд могольских драгоценных изделий, отправленных к российскому двору в качестве дипломатических даров).
Отдельная серия выставок одного шедевра тоже будет: к завершению реставрации покажут, например, «Флору» Франческо Мельци и «Проповедь Иоанна Крестителя» Питера Брейгеля-младшего.
Рассказал Михаил Пиотровский и о еще одной важной и наболевшей теме: историческом серебряном надгробии Александра Невского.
— У нас есть договоренность о создании копии этого надгробия, с тем, чтобы копия была освящена и передана в Александро-Невскую Лавру, а шедевр русского ювелирного искусства так и продолжал стоять в Эрмитаже, — отметил он.
Также глава музея поделился цифрами: в прошлом году Эрмитаж посетили около 4,3 миллиона человек. В новогодние праздники — более 100 тысяч человек, в длинных очередях музейщики бесплатно поили ожидающих горячим чаем. По подсчетам Михаила Пиотровского, всего было роздано 20 тысяч чашек, вот только благодарности, посетовал он, ни за одну из них не услышали.