Реставраторы вооружатся скальпелями и, словно хирурги, будут аккуратно удалять цемент, которым в советские годы заделывали трещины. Теперь это сделают каменными вставками.
В ближайшие два года петербуржцы и гости Северной столицы не смогут в полной мере насладиться величественным видом Казанского собора — главный храм города решили обновить. Мы уже привыкли к его мрачному серому оттенку, а ведь по проекту он празднично-светлый. В результате самой масштабной за свою историю реставрации собор обретёт свой первоначальный цвет.
У южного фасада главного собора Санкт-Петербурга возводят 12 этажей строительных лесов. Мельчайшей мраморной пылью со стен стирают налёт времени. Вихревым потоком абразив касается поверхности под определённым углом. Щадящий метод не повреждает камень, а только убирает грязь — копоть, плесень, мхи, соли. И так предстоит обработать около двух тысяч квадратных метров. А после реставраторы вооружатся скальпелями и, словно хирурги, будут аккуратно удалять цемент, которым в советские годы заделывали трещины. Теперь это сделают каменными вставками.
— Мы видим участки цементных вставок, которые необходимо будет щадящим способом удалять. Под этими «накрывками» цементными камень запаривается и разрушается, — объяснил архитектор авторского надзора Павел Малахов.
Двести лет назад собор стал главным зданием Невского проспекта и храмом императорской семьи. Торжественный вид ему придавал жемчужно-бежевый оттенок туфа, который добывали вблизи Гатчины, но известковая порода оказалась весьма уязвима. Солнце, ветер, дождь, и выхлопные газы от автомобилей оставили чёрный налет, который буквально въелся в пористую структуру. Со временем из празднично—светлого собор стал мрачно-серым. Кроме того, копоть разрушала камень изнутри.
Казанский собор — первый в России храм с европейской архитектурой. Зодчий Андрей Воронихин строил его по подобию собора Святого Петра в Риме. Реплики можно увидеть в очертаниях купола и величественной колоннаде.
Сначала предполагалось, что будет и круг из колонн, правда разорванный — симметричная колоннада должна была украсить и южный фасад, но так и не была построена, из-за чего многие ошибочно считают северный фасад главным входом в собор. Выбор камня тоже был отнюдь не случаен — пудостский туф очень похож на итальянский травертин, из которого построен Собор Святого Петра.
В самом Петербурге из этого камня выполнены скульптуры Ростральных колонн, здание Биржи, некоторые объекты в Царском селе и Казанский собор. Первая его реставрация проведена всего через 20 лет после постройки. Тогда его впервые покрыли гашеной известью охристого, чтобы защитить от непогоды. За две сотни лет храм не раз менял оттенок.
— К столетию епархиальный архитектор Аплаксин его реставрировал полностью, там была как раз тонировка — он стал кофейного цвета. Уже в советское время поставили надпись — музей религии и атеизма и покрасили, тогда было модно, была краска ПВХ. Буквально через 5 лет эта краска стала сходить слоями, — заявил архитектор Дмитрий Лагутин.
Реставрацию 21-го века уже называют самой масштабной — и на этот раз архитекторы возвращают собор к первоначальному виду, максимально сохраняя историческую идентичность. Предстоит не только очистить фасад — заменят потрескавшиеся стёкла и проржавевшие рамы. Восстановят утраченные элементы чугунных оснований колонн и лепного декора. Сам камень усилят так называемым известковым молоком — подобно тому, как это делал архитектор Монферран во время первой реставрации. А после нанесут тонировочную смесь.
— Она служит защитным слоем для известнякового туфа, и этот процесс является обратимым — в случае последующих реставраций фасада, мы уже при расчистке не будем воздействовать на сам камень, мы будем снимать эту саму накрывку, тем самым оберегая облицовку фасада, — подчеркнул заместитель руководителя проекта Алексей Петров.
Технология новая, в России она пока не использовалась. По предварительным оценкам, покрытие должно продержаться до 10 лет. Южный фасад был последний в очереди на реставрацию. Завершат работы и разберут 12 этажей лесов через два года.