Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры завершает работы по контракту на укрепление кладки фундамента и стен собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове. Здание было построено из известняковой плиты и кирпича на известняковом растворе, которые утратили прочность. В трещины стен и цоколей были установлены инъекционные стальные трубки, по которым закачивали раствор для связки исторической кладки.
При производстве работ в нижней части храма были открыты новые фрагменты живописи, по словам экспертов — «в стиле балканских орнаментов». Стены расписаны в 1313 году знаменитой псковской краской, которую брали из глины на Снятной горе. Она дает оттенки от багрянца, темно-фиолетовых до красных охристовых цветов. Именно на их сочетании и строится колорит уникальных росписей.
«Сложный по плетению рисунок, его еще называют по-простому «плетенка». Мы можем разглядеть сближенные цвета, движение кисти мастера наводит на ощущение того, что завитки проводились будто на одном дыхании», — сказала реставратор высшей категории Татьяна Золотинская.
Частично сохранившиеся фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.
«В 2018 году, укрепив фундаменты и стены, мы заложили основу для того, чтобы спасти фресковую живопись, которая может быть утрачена с разрушающимися стенами», — отметил руководитель проекта по реставрации Северо-Западной дирекции Дмитрий Соломонов.
По мнению специалистов, храм необходимо комплексно реставрировать. Первым шагом станет доработка проектной документации, создание картограммы, которые позволят оценить объем ранее выполненных работ, а также масштабы сохранившейся живописи на стенах святыни.
После реставрации памятник планируют открыть для посещения.