Рабочий, колхозница, барельефы и кокошники: каким будет павильон «Центросоюз» на ВДНХ

https://www.mos.ru/

Зданию, построенному в 1950-е годы, вернут исторический облик. Реставраторы восстановят утраченный лепной декор — картуш, цветочные гирлянды и розетки, а также барельефы с изображением рабочих и крестьянок, символизирующие торговые связи между деревней и городом.

Павильон № 61 «Центросоюз» на ВДНХ ждет реставрация. Здание, расположенное на Липовой аллее справа от фонтана «Каменный цветок», было построено в 1954 году по проекту архитекторов Рудольфа Кликса и Бориса Виленского.

Его экспозиция должна была отражать роль потребительской кооперации в экономике СССР, целью которой было установление и развитие товарной связи между городом и деревней. С 1959 по 1963 год павильон носил имя «Атомная энергия в мирных целях», затем сменил его на «Механизацию сельского хозяйства СССР». С 1964 по 1992 год он назывался «Легкая промышленность». Сейчас в здании располагаются административные помещения ВДНХ.

Павильон был построен в стиле сталинского ампира, однако в убранстве присутствуют и элементы древнерусского зодчества. Здание венчает башня-шатер со множеством кокошников — архитектурных деталей, внешне напоминающих традиционный русский женский русский головной убор. Башню украшает золоченый шпиль с серпом и молотом на конце. Внизу шпиль окружен металлическим венком из снопа колосьев со звездами и лентами.

Главный вход отделан витражами из прозрачного стекла, обрамленными ажурным металлическим декором. Они также выполнены в стиле древнерусского зодчества. Кроме того, центральный вход оформлен двумя полуколоннами с лепным резным узором.

На пилонах (массивные выступы фасада, обрамляющие главный вход) возвышаются две скульптуры — «Колхозница со снопом» и «Рабочий с разводным ключом», олицетворяющие город и деревню. Колхозница изображена стоящей справа от большого снопа пшеницы, она держит в левой руке несколько колосков. У рабочего на правом плече разводной ключ, он опирается на установленную позади наковальню. У основания наковальни изображена шестеренка. Такие скульптурные образы были типичными для сталинского ампира.

«В 1950-х годах декор фасадов павильона был значительно богаче. В 1960-х годах, когда на смену сталинскому ампиру пришел модернизм, началась так называемая борьба с излишествами в архитектуре. С фасадов павильона № 61 исчезли гирлянды, картуш и барельефы, цветовое оформление здания также изменилось: стены и все оставшиеся декоративные элементы выкрасили в светлые тона. А в 1970-х годах к дворовому фасаду пристроили арку из темного стекла. Теперь реставраторам предстоит вернуть былое великолепие павильону, и скоро москвичи вновь увидят его таким, как задумал автор», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Изначально над главным входом можно было увидеть картуш — декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с эмблемой Центросоюза — буквами Ц и С. Стены центрального фасада украшали два барельефа с фигурами колхозниц и рабочих в окружении колосьев пшеницы, кувшинов с молоком, овощей, фруктов. Скульптурные изображения продолжали тему торгового взаимодействия города и деревни.

Кроме того, на фасадах можно было увидеть лепные гирлянды из овощей и фруктов, а также цветочные гирлянды и розетки. К углам здания примыкали два фонтана, чаши которых были выполнены в виде керамических ажурных шаров с изображениями овощей и фруктов. До наших дней сохранился только один из них.

Изначально стены павильона были выкрашены в кремовый цвет, весь лепной декор, в том числе и кокошники, а также фонтаны, был выделен терракотовым, а скульптуры и барельеф — белым цветом.

Павильон «Центросоюз» — объект культурного наследия федерального значения, поэтому проект реставрации был согласован специалистами Департамента культурного наследия города Москвы, а все работы будут проходить под их контролем. Для того чтобы полностью воссоздать исторический облик павильона 1954 года, реставраторы тщательно изучили архивные документы, чертежи и фотографии.

Как отметил Алексей Емельянов, сначала стеклянную пристройку демонтируют, вернув зданию первоначальную планировку. Затем специалисты укрепят фундамент и кирпичную кладку здания, заделают трещины на стенах, заменят кровлю и систему водостока. В мастерских реставраторы воссоздадут утраченные лепные элементы и барельефы из цемента.

Главный фасад покроют терразитовой штукатуркой — это смесь цемента, извести-пушонки, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами. Она позволяет создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. Ветхое бетонное основание скульптур заменят на новое, а сами фигуры приведут в порядок.

Шпиль, фигуру серпа и молота, а также металлический декор витражей покроют новым слоем позолоты. Оставшуюся чашу фонтана-шара отреставрируют, а утраченную воссоздадут по сохранившемуся образцу. На завершающем этапе работ фасады выкрасят в первоначальные цвета. Реставрацию павильона планируют начать в этом году.

Масштабное возрождение ВДНХ началось в 2014 году. С тех пор отреставрировали 11 объектов культурного наследия. Кроме фонтанов, в этом списке восемь исторических павильонов, которые уже открыты для посетителей. Работы ведутся еще почти в 40 исторических зданиях и сооружениях. Например, к началу сезона фонтанов планируется закончить реставрацию фонтана «Дружба народов». Завершить реконструкцию выставки планируют в 2020 году.

Предыдущая запись
Вопросы развития поселений, обладающих историко-культурным потенциалом, обсудили в Институте наследия
Следующая запись
Вопросы восстановления исторического облика Сергиева Посада обсудили в Минкультуры России

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.