Как отмечают специалисты, это редкий пример, когда подобный тип оконного остекления применён на лицевом фасаде здания. Чаще стеклянные кирпичи (или стеклоблоки) системы Фальконье использовались в сугубо утилитарных целях: для окон, выходящих во двор, окон черных лестниц, брандмауэров доходных домов.
Объект культурного наследия «Дом А.И. Ерошенко» (Басков пер., 5) включен в перечень 255 многоквартирных домов – памятников с особо сложными фасадами, которые предполагается отреставрировать по программе КГИОП в ближайшие 10 лет.
В 2020 году проводится обследование и разрабатывается проектная документация на реставрацию фасадов более 60 зданий-памятников. Непосредственно работы по реставрации фасадов первой очереди начнутся с 2021 года.
Проектную документацию на реставрацию фасада дома Ерошенко разрабатывает ООО «АЖИО» на основании государственного контракта, заключенного с подведомственным КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».
В настоящее время специалистами компании на основании разрешения комитета проводятся научно-исследовательские и изыскательские работы.
«В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится проектный чертёж этого здания. На аттике фасада изображены пять вертикальных узких окон с заполнениями такого типа. Изображение довольно мелкое, поэтому долгое время мы пытались разгадать загадку – что же это за витраж? Ведь место для подобного остекления оконных заполнений довольно специфическое – это чердачное пространство», — рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов.
Только после того, как специалисты приступили к обследованию фасада, они убедились, что перед ними подлинные сохранившиеся стеклянные кирпичи системы Фальконье. По обнаруженным штампам удалось определить, что эти стеклоблоки были изготовлены Санкт-Петербургским заводом «М. Франкъ и К°» в начале XX века, во время расцвета эпохи модерна.
Все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте.
Стеклянные кирпичи системы Фальконье получили достаточно широкое распространение в доходных домах Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX – начале ХХ столетий. При их изготовлении применялись различные оттенки стекла: зелёный, фиолетовый, желтый.
«Стеклянные кирпичи изготавливаются способом выдувания в форму. Каждый стеклоблок представляет собой полую тонкостенную деталь, которая является элементом сложной конструкции с высокими показателями прочности, пропускания света и сохранением тепла, — рассказал технолог Иван Козицын. — Производство в России было полностью утрачено, но сейчас активно восстанавливается технология и есть результаты — новые блоки уже соответствуют старым образцам.»
На Басковом, 5 использованы стеклоблоки двух цветов – прозрачного белого и прозрачного сиреневого (с добавлением марганца), что создавало определенный декоративный эффект.
Специалисты подчеркивают: очень ценно, что в рамках реставрационной фасадной программы КГИОП можно будет вернуть исторический облик заполнения пяти чердачных окон на лицевом фасаде дома Ерошенко.
«У зданий, которые включены в нашу программу, как правило, есть утраты архитектурно-художественных элементов фасада – в результате времени или капитальных ремонтов советского периода. С точки зрения научной реставрации необходимо всерьёз заниматься исследованиями и воссоздавать декор по исторической иконографии. Если все сложится удачно, то на Басковом, 5 будет первый в Санкт-Петербурге пример воссоздания кирпичей системы Фальконье», — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.
На аттике дома Ерошенко также существовал штукатурный лепной декор, который был утрачен ориентировочно в военный или послевоенный период. Утрачены и оригинальные парапетные металлические ограждения, выполненные в стилистике модерна, исторические наружные двери. Все эти элементы будут воссозданы.
***
Доходный дом потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, владельца банкирской конторы Алексея Ивановича Ерошенко был построен в 1903 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича фон Постельса. Фасады здания выполнены в стилистике модерна.
В настоящее время проводится государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения объекта в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.