Применив технологию сканирования, американские ученые нашли скрытый слой под одним из шедевров Пабло Пикассо. Картину «Нищенка, сидящая на корточках» художник написал поверх пейзажа с видом Барселоны.
В свой «голубой период» творчества Пабло Пикассо нередко использовал картины других художников в качестве холста. Искусствоведы догадывались, что у «Нищенки, сидящей на корточках» (La Misereuse Accroupie, 1902 г.) то же происхождение, но доказать это удалось лишь после того, как американские исследователи применили метод рентгенофлуоресцентного анализа. Сама по себе эта технология была открыта в начале XX века, но широкое применение нашла только в последнее время благодаря появлению соответствующего программного обеспечения и компактности современной аппаратуры.
В результате сканирования под верхним масляным слоем шедевра Пикассо ученые обнаружили пейзаж с изображением Барселоны, повернутый на 90°. Специалисты полагают, что Пикассо намеренно перевернул холст, чтобы использовать оригинальные очертания гор в качестве контура спины женщины. Кроме того, выяснилось, что в первом варианте картины нищенка держала в руке хлеб, но затем художник исключил это из сюжета, полностью спрятав руки женщины под одеянием.
Искусствоведы говорят, что открытие «позволяет заглянуть в голову Пикассо, попробовать проследить за ходом его мысли и принятия решений в процессе работы». С помощью рентгенофлуоресцентного анализа планируется исследовать другие полотна разных художников.