Работы начнутся, как только будет определен подрядчик на производство работ. Работы займут порядка двух лет.
Церковь Ильи Пророка в Новгородском подворье — объект культурного наследия федерального значения, расположенной по адресу улица Ильинка, дом 3/8, строение 2 – в ближайшее время ожидает реставрацию. Уже согласован проект проведения работ по сохранению и приспособлению. До конца августа будет определен подрядчик, который вернет зданию его исторический облик.
«Храм Илии Пророка относится к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Здание было построено в XVI-XVII вв. рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. Именно в его честь получила свое название улица Ильинка, прежде называвшаяся Дмитровкой. На протяжении всей своей истории его облик неоднократно изменялся. Нынешний проект реставрации был разработан на 1860-е годы с сохранением объемов XVI, XVII и XVIII веков, изменений 1820-х годов, а также результатов реставрации конца 1990-х годов», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Храм представляет собой каменное здание со сводчатыми, плоскими перекрытиями и состоит из нескольких частей – верхнего и нижнего храмов, крестильни и колокольни. Верхний храм освящен в честь Пророка Илии, нижний – в честь Апостола Тимофея.
В середине 1990-х годов здание храма было возвращено Русской православной церкви, тогда и встал вопрос о проведении работ по возвращению ему исторического облика. При обследовании реставраторы обнаружили удивительную вещь: под храмом XVII века сохранился храм XVI века, заросший снаружи культурным слоем, а внутри засыпанный землей. Таким образом строители XVII века использовали прежнюю постройку как фундамент для нового здания церкви. С их точки зрения, это было рациональным решением, однако спустя века, в наши дни, это добавило проблем физической сохранности церкви Илии Пророка.
Архитектор-реставратор, член Союза архитекторов Москвы Сергей Конев напомнил, что многослойные исторические строительные периоды внесли конструктивную неустойчивость в визуально единый объект, требующий не только научного реставрационного осмысления, но и стабилизации строительных объёмов. Со временем строения, формирующие единый храмовый объём, стали стремительно расползаться к улице Ильинка.
«В 1984 году Мастерской №13 Моспроекта-2 была разработана научно-проектная документация по закреплению грунтов и усилению фундаментов стен на уровне третьего этажа, касающихся пристроенного к древней церкви объёма южной пристройки Теплых торговых рядов. Работы были проведены во второй половине 90-х годов. Они не дали желаемого длительного положительного результата, стабилизированные конструкции южного строения продолжали тянуть в сторону по склону ценный исторический храмовый объём, разрывая его между северными и южными корпусами Теплых торговых рядов.
Позже к работе по формированию стабилизации и работоспособности существующих конструкций привлекли конструктора-реставратора Германа Борисовича Бессонова, имеющего большой практический опыт в данных видах укрепительных работ на объектах, представляющих несомненную историческую ценность. Он указал на создавшуюся, на момент осмотра памятника, критическую конструктивную ситуацию в целом с пристройками с северной и южной стороны к храму. Провел ряд конструктивно-укрепительных работ по объекту, позволяющих на время предотвратить критически развивающий механизм разрушения всего комплекса исторических объемов. Указав, что основные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения возможны только после проведения комплексных научных исследований и принятия взвешенного научно-проектного решения, способствующего окончательному завершению работ по сохранению объекта, и прежде всего храмового исторического ядра», — рассказал реставратор.
Он отметил, что главная задача реставраторов сейчас заключается в том, чтобы определить правильный путь и реализовать единственно правильные методологические и конструктивные решения, позволяющие сохранить ценность данного объекта, даже при условии очищения от наименее ценных поздних исторических наслоений.
Инженер-конструктор Герман Бессонов, о котором идет речь, хорошо известен в сообществе: он, к примеру, законсервировал и тем самым спас колокольню храма Рождества Богородицы в Пояркове – ее наклон был больше, чем у Пизанской башни. Именно он в 1990-е годы определил, что пристройки Теплых торговых рядов буквально разрывают храм в разные стороны, и предложил ряд решений по сохранению здания. Благодаря ему были сделаны дополнительные бандажи, установлены крепления. Однако сейчас, спустя четверть века эти решения уже перестали выполнять свои функции.
Елена Киселева, реставратор, научный руководитель проекта реставрации: «Церковь Илии Пророка уникальна теми открытиями, которые специалисты постоянно делают в процессе исследования и работ: это и остатки подземных храмов XVI и XVII веков в нижнем, и основание западной галереи, и древнейшие элементы декора. Разумеется, эти моменты должны быть учтены в предмете охраны памятника. Так, по результатам противоаварийных работ, которые шли с середины 90-х годов до 2010 года, были получены сведения об оригинальных элементах сохранившихся частей здания. В 2017 году состоялось заседание Научно-методического совета при Мосгорнаследии, где с учетом этих вновь полученных данных был скорректирован предмет охраны. Подобные корректировки являются обычной практикой: при проведении реставрационных работ предмет охраны не редко дополняется в связи с появлением новых данных об объекте».
Руководитель проекта отметила, что приоритетность сохранения исторической части здания храма и Новгородского подворья в данном сложном строении очевидна: при исследовании здания мы обнаружили сохранившиеся фрагменты белокаменных пят арок и кирпичных перемычек XVII и XVIII веков в прикладке конца XIX века, а также установили крайнюю аварийность конструкций примыкающего вплотную здания Теплых торговых рядов, которое угрожает самой церкви.
Перед проектировщиками и реставраторами стоит непростая задача: выявление первоначального облика здания, в архитектуре и функциях которого очень тесно переплелись несколько веков, а также возвращение ему его предназначения. Данное решение не противоречит федеральным нормам.
Согласованным проектом реставрации для каждой части церкви предусмотрен свой объем комплексных работ. К примеру, в верхнем храме отреставрируют конструкции кровли и историческую кирпичную кладку, устранят все неисторические конструкции. Будут отреставрированы белый камень и кладка на завершении четверика храма, восстановят историческую главку храма и крест. Стены фасадов после удаления поздней штукатурки и реставрации заново приобретут исторический цвет – желто-белый (оттенок установили по сохранившимся участкам). Внутри воссоздадут росписи, полы из белого камня, иконостас, вновь изготовят чугунные хоры.
Для нижнего храма и крестильни предусмотрены работы по кровле, фасадам и интерьерам. Примечательно, что входной портал, ранее утраченный, будут воссоздавать по историческому аналогу, в частности за основу для арки-архивольта планируется взять аналогичный элемент, украшающий вход церкви Рождества Богородицы в селе Юрково.
На колокольне демонтируют позднюю надстройку и конструкции кровли и воссоздадут из кирпича исконный верхний ярус по архивным данным. Воссоздадут и отреставрируют архитектурные декоративные элементы, внутреннее убранство колокольни, заменят балку и колокола.
Везде приведут в порядок металлические элементы ограждений и решетки, воссоздадут по отдельным сохранившимся образцам деревянные двери и окна, вернут истинный облик элементам декора и культа. Территория вокруг храма будет благоустроена.
Проектом реставрации храма помимо прочего предполагается воссоздание утраченной галереи на период XVII века (для этого используют обмеры сохранившихся следов примыкания галереи к южной стене четверика верхнего храма, результаты зондажей и архивные материалы). Таким образом будет восстановлена историческая планировка и традиционная композиция храма, необходимая для проведения обрядов.
В ходе работ исследования памятника будут продолжаться: все новые открытия будут обязательно рассмотрены на Научно-методическом совете на предмет необходимости, целесообразности и обоснованности внесения изменений в проект.
Предмет охраны памятника обсуждался на Научно-методическом совете при Департаменте культурного наследия в 2017 году. Тогда же проект реставрации обсуждался экспертами и прошел историко-культурную экспертизу. Один из экспертов, изучавших его — Виктор Кувшинников, инженер-реставратор, профессор кафедры инженерной геологии МГРИ-РГГРУ им. С. Орджоникидзе. Он отметил: «На основе анализа историко-культурных характеристик объекта, научно-методического анализа представленных материалов, в том числе исследований Германа Бессонова, мы пришли к выводу, что объект действительно находится в аварийном состоянии и требует срочных мер по его сохранению. Предлагаемые проектные решения направлены на предотвращение разрушения памятника архитектуры и являются обоснованными».
Планируется, что к реставрации приступят вскоре после определения подрядчика. Все работы будут проходить под контролем Департамента культурного наследия города Москвы; они продлятся до 2022 года.
Справочно:
Каменный храм Илии Пророка был возведен как собор Ильинского монастыря в период с 1519 по 1521 годы. Один из самых примечательных моментов его истории пришелся на 27 мая 1606 года: именно после удара набата на колокольне храма Илии Пророка, сделанного по приказу Василия Шуйского, началось восстание горожан в Москве против Лжедмитрия I. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским. Во второй половине XVII века постройки и землю передают Новгородскому архиерейскому дому. Тогда же здание надстраивают верхним храмом. Колокольня появилась в 1820-е годы. В 1864 году здание сильно перестроили (снесена галерея, упразднен нижний храм), изменился облик фасадов. Церковь была загорожена южным корпусом в составе Теплых торговых рядов.
Храм закрыли в 1923 году. Аварийные конструкции главки и верхнего яруса разобрали несколькими годами позднее. До войны храм многократно реорганизовывали внутри под различные нужды. Первые попытки отреставрировать его пришлись на 1950-е годы.
В начале 1990-х возобновляются богослужения, а в 1998 году начинается восстановление архитектурного облика, проведены противоаварийные работы по сохранению конструктива. В те же годы проведены научно-исследовательские работы по живописи в интерьерах.