Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» этим летом отпраздновал 30-летие.
А на днях в рамках проекта «Закулисный мир», который затеяла «ДТЗК», журналисты получили возможность попасть в роскошный особняк на Галерной, 33, занимаемый этим театром. Экскурсия называлась «Дворцы и светская жизнь семьи баронов фон Дервизов».
Этот особняк по праву считается одним из самых роскошных в Петербурге. Зрители, которые приходят на оперу, бывают поражены его убранством. Особняк в конце 19 века достался по наследству от отца барону, потомку старинного немецкого рода, Сергею Павловичу фон Дервизу. Он решил перестроить обычный доходный дом и превратить его в сказочный дворец. Воплощением идеи в жизнь занялся архитектор Петр Шрейбер.
В итоге получилось настоящее произведение искусства. Залы особняка погружают зрителя в различные исторические эпохи – барокко, рококко, мавританский стиль. Но больше всего зрителей восхищает грот, куда сегодня может попасть любой зритель «Санкт-Петербург Оперы».
— Зал не имел аналогов в Европе, — рассказал администратор театра Тимофей Парибок. – Фактически это был первый образец стиля модерн. Очертания стен повторяют очертания настоящего грота. Для его создания было использовано несколько тонн искусственного гипса – то есть стены зала превратились в огромных размеров скульптуру. При этом сходство с естественными материалами настолько велико, что некоторые специалисты, побывавшие у нас, считали, что это известняк или вулканический туф.
Не менее роскошен отделанный позолотой мавританский зал. Однако при его создании не обошлось без конфузов: у входа архитектор разместил надпись по-арабски «Нет Бога кроме Аллаха». Причем сделал это на пороге! Хотя по исламским канонам это было возможно только на потолке – правоверный не может ступать на нее ногами.
— Теперь мы покрываем эту надпись ковриком, чтобы не оскорбить мусульман, — рассказал Тимофей Парибок.
Экскурсантам также показывают роскошную деревянную дверь с вырезанными на ней бабочками. Они не прикреплены клеем или гвоздями, а вырезаны при изготовлении самой двери из дерева.
В советское время в этом особняке размещались вытрезвитель, тубдиспансер, клуб рабочих Адмиралтейского завода под названием «Маяк». Особняк пришел в запустение. Лишь в 1998 году дворец обрел рачительного хозяина — здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Его худрук Юрий Александров добился начала реставрации. Его усилиями были восстановлены Белый театральный зал, сцена, грот, фойе и артистические уборные. Сейчас восстанавливают еще несколько залов – в одном из них будет камерная сцена театра.
— Сейчас реставрационные работы продолжаются, но о сроках их завершения пока говорить рано, — говорит Юрий Александров. – Мы никуда не торопимся.