От старинных палат до городского особняка: как под крышей дома Ратманова объединились эпохи

https://www.mos.ru/

Специалисты Мосгорнаследия подробно описали элементы палат дьяка Ратманова в Большом Козловском переулке, составляющие его архитектурную и историческую ценность.

Специалисты Мосгорнаследия утвердили предмет охраны уникального памятника архитектуры XVII–XVIII веков — палат дьяка Адриана (Андреяна) Ратманова. Они описали все элементы, формирующие историческую и художественную ценность постройки. В предмет охраны были включены планировка, габариты и конструкции дома, материалы, из которых он был построен, отделка и цвет фасадов, их архитектурный декор, расположение и форма оконных и дверных проемов, их обрамление, крыльцо-рундук (пристроенная к дому площадка, крыльцо в стиле русского зодчества), историческое оформление интерьеров.

«Это очень интересный московский памятник, долгое время таивший в себе загадку. Дело в том, что дом считался примером классического особняка XVIII века с двумя флигелями. Только в 1960-е годы выяснилось, что в его основе скрываются палаты XVII века в стиле московского барокко. Затем, в 1970-е годы, была проведена масштабная реставрация: восстановили планировку здания и утерянный фасадный декор. Сейчас специалисты вновь провели исследования и разработали подробный предмет охраны, то есть перечень всех ценных элементов здания, которым будут руководствоваться при всех последующих работах на памятнике», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

До наших дней сохранилась и та часть строения, которую относят к петровскому времени, и та часть, которая была перестроена позже и превратила палаты в городской особняк.

Это двухэтажное строение п-образной формы с антресолями. Дом выходит в Большой Козловский и Большой Харитоньевский переулки. Фасады его покрыты белой штукатуркой, их украшает рельефный декор. К примеру, окна оформлены наличниками с треугольными фронтонами, главный фасад разделен полуколоннами, а к главному входу ведет крыльцо-рундук со ступенями, арочными сводами и остроугольной крышей.

Палаты возвели по желанию дьяка Приказа военных дел Адриана (Андреяна) Григорьевича Ратманова. О дьяке известно, что в 1703 году в сибирских городах Верхотурье, Тюмени, Пелыме и Туринске он по особому поручению собирал налоги с торговцев и проводил перепись населения, пригодного для военной службы. Он получил за эту сложную работу жалованье за год вперед и стал владельцем двух имений. Однако в 1723 году, уже после смерти Ратманова, его имущество было «отписано на государя». Это произошло потому, что вскрылись «злоупотребления властью при проведении переписи в Сибири». К концу XVIII века владельцем постройки стал князь И.Б. Козловский (в честь него был назван переулок). Новый хозяин переделал палаты в особняк в классическом стиле. Первый этаж стал хозяйственным и представлял собой четыре обширные палаты, две из них были погребами и соединялись лестницей со вторым этажом. На втором этаже была анфиладная структура, его сделали жилым. Из парадных покоев открывался вид на нынешний Большой Козловский переулок. Окна подсобных помещений смотрели во двор.

С 1800 по 1830-е годы домом владела семья полковника Василия Сухово-Кобылина, героя Отечественной войны 1812 года, раненного под Аустерлицем. Его дети стали знаменитыми литераторами. Сын Александр Сухово-Кобылин прославился как драматург, автор пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». А дочь Елизавета стала писательницей и издавалась под псевдонимом Евгения Тур.

С 1880-х годов дом стал доходным и был включен в обширные владения князей Юсуповых. В начале ХХ века в доме устроили приют.

Палаты дьяка Адриана (Андреяна) Ратманова являются объектом культурного наследия федерального значения и охраняются государством. Сейчас в здании располагается одна из молодежных общественных организаций.

С 2011 года в городе отреставрировали около 1,5 тысячи объектов культурного наследия, из них 203 — в 2019 году. Сохранение и восстановление памятников архитектуры в Москве — важнейшее направление в работе Департамента культурного наследия. Утверждение предмета охраны памятников позволяет систематизировать и описать их ценные элементы. Все реставрационные работы проводятся с учетом предмета охраны.

Предыдущая запись
Вологжане могут присоединиться к работе проектного офиса
Следующая запись
Среди колосьев и лавра: в павильоне № 5 на ВДНХ отреставрировали росписи

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.