Реставрационные работы на фасадах легендарного особняка барона Штиглица завершатся уже этой осенью. Горожане увидят этот архитектурный шедевр таким, каким он был в XIX в. Особняк барона Штиглица – одно из самых красивых зданий Петербурга, которое выделяется своей архитектурой среди других домов Английской наб.
Здание особняка было построено архитектором А. И. Кракау в 1859-1862 гг. При строительстве нового здания были частично использованы стены двух старых жилых домов. В архитектурном облике здания отчетливо прослеживаются мотивы флорентийского ренессанса – стиля, характерного почти для всех построек А. И. Кракау. Главный фасад дома акцентирован двухколонным портиком коринфского ордера. Стены обработаны глубоким рустом. Фасад увенчан широким фризом, декорированным лепкой. В парадных интерьерах здания сочетаются приемы барокко, французского ренессанса и «мавританского» стиля.
После 1917 г. особняк был национализирован, и до 1968 г. в нем чередой сменялись различные учреждения. А уже в 1968 г. особняк был взят под охрану государства с перспективой использования в музейных целях. Первая реставрация планировалась в 1988 г., но так и не состоялась из-за событий начала 1990-х гг. Затем особняк перешел в частные руки и пребывал в запустении более 20 лет. Интерьеры и фасады пришли в упадок. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ выступает государственным заказчиком реставрации фасадов и внутренних дворов особняка объемом около 10 тыс. м2, а также части кровли.
Работы на объекте начались в апреле 2017 г., и на сегодняшний день уже выполнено около 85%. «К сожалению, богатое убранство фасадов здания было утрачено. За годы запустения особняк лишился нескольких кариатид, на здании была повреждена лепнина. Реставрационная компания, которая работает на объекте, восстановила кариатиды, аполлонов и другие декоративные элементы. Вскоре они будут возвращены на свое историческое место», – рассказывает руководитель проекта Северо-Западной дирекции Михаил Андреев.
Представитель подрядной организации подчеркивает, что реставрация ведется по утвержденной научно-проектной документации с учетом всех исторических особенностей здания. Реставрационные работы на фасадах особняка завершатся к октябрю 2017 г. В дальнейшем Северо-Западная дирекция планирует выполнить разработку научно-проектной документации по оставшимся необходимым объемам реставрационных работ: это воссоздание интерьеров, внутренней отделки, гидроизоляция памятника архитектуры и замена инженерных сетей.
Особняк Штиглица – объект культурного наследия федерального значения. В 2011 г. здание было передано Санкт-Петербургскому государственному университету. В конце июня прошлого года 13 картин из особняка были вывезены на временное хранение в Государственный Эрмитаж. Это живописные полотна немецких и австрийских художников XIX в. По мнению экспертов, это одна из уникальных коллекций, сохранившихся в Петербурге. Имена авторов картин Ханса Макарта, Морица фон Швинда довольно известны, имена других (Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера и др.) известны лишь специалистам. Но их полотна, которые барон Штиглиц во второй половине XIX в. приобрел специально для этого дворца, на долгое время исчезли из вида и были неизвестны даже специалистам-искусствоведам.
Картины были не просто частью его коллекции живописи – есть предположение, что они специально заказывались для конкретных залов. Но даже в полных каталогах этих художников они не упоминаются, ранее сообщал СПбГУ.
В декабре 2016 г. ПАО «Ленэнерго» открыло у особняка барона Штиглица первую подземную трансформаторную подстанцию в центральной части Санкт-Петербурга. Новый вид трансформаторных подстанций в условиях постоянно растущей нагрузки на сеть сможет решить проблему с нехваткой мест для размещения новых энергоисточников в историческом центре Петербурга – в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском районах.
Электросетевая компания планирует в дальнейшем применять подземные трансформаторные подстанции в условиях дворов-колодцев и на территории объектов культурного наследия.