О современной ситуации в реставрационной отрасли рассуждали вологодские реставраторы на встрече в Москве

http://cultinfo.ru/

25 мая в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Москвы по инициативе Союза реставраторов России прошел круглый стол «Научные исследования как основа сохранения: от необходимого к достаточному». Участники обсудили роль научных исследований в сохранении объектов культурного наследия.

В дискуссии о современной ситуации в реставрационной отрасли приняли участие представители различных организаций из Ярославля, Нижнего Новгорода, Кижи, Вологды, Москвы.

Со вступительным словом к участникам обратился Сергей Куликов, главный архитектор ЦНРПМ: «Мы собрались для того, чтобы сформировать позицию Союза реставраторов по вопросам сохранения культурного наследия, донести до сообщества наши общие проблемы, принципы и требования к самим себе и к своим коллегам. По итогам круглого стола мы должны определить, что же является основой для начальной деятельности сохранения любого культурного объекта, так сказать, что является конституцией памятника. Сохранение культурного наследия должно давать ощущение сопричастности к тому, что было до нас, что мы передадим и оставим после себя. Реставрация – это наука, направленная на изучение культурного наследия. В этой науке теория и методология тесно взаимосвязаны. Очень важно в настоящее время качество выполнения работ, напрямую связанное с работающими на объекте культурного наследия людьми».

В своих выступлениях участники смогли выразить не только свою позицию на предложенные темы, но и рассказать о ситуации изнутри в той или иной области реставрации. С докладом «Сохранение объектов культурного наследия. Важность научного исследования» выступила Ольга Соколова, художник-реставратор высшей квалификации Вологодского государственного музея-заповедника, председатель региональной организации «Союз реставраторов России». Ольга Александровна рассказала о роли реставрации в современном обществе: «Задача сохранения объектов культурного наследия определена государством как одна из приоритетных, масштаб сохранения давно перерос узкопрофессиональные рамки и имеет национальное значение. Сегодня сохранение памятников истории и культуры сопровождается выполнением множества исследований. При этом реставратор должен обладать профессиональными знаниями в области разных наук в сочетании с развитым эстетическим вкусом. На реставраторах лежит огромная ответственность перед поколениями».

Докладчики отмечали, что при исполнении проектной документации необходимо тщательное и всестороннее исследование памятника. Важными шагами являются его первоначальное исследование, правильное описание, выполнение экспериментальных работ, которые дают исчерпывающую информацию о памятнике, расширяют рамки его изучения для реставрации и для развития науки. Достаточно актуальным остается на сегодня применение и совмещение материалов. Особой тщательности в подготовке проектной документации и методики требуют реставрационные работы на монументальной живописи, считает Ольга Соколова.

На Вологодчине имеются прекрасные примеры реставрации объектов. Это фрески 1502 года Дионисия Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Эта работа под руководством реставратора ГосНИР высшей категории О. Лелековой, которую выполняли 30 лет, является достойнейшим примером научной реставрации. К такой же успешной работе можно отнести деятельность по консервации живописи академика П.С.Тюрина в с. Архангельском Сокольского района, выполненную в течение трех летних сезонов бригадой вологодских и новгородских реставраторов.

Важна и повторная реставрация объектов, отметила Ольга Соколова. Так, живопись мастеров ярославской школы в Софийском соборе Вологды реставрировалась в 1966-68 годах. С тех пор прошло 50 лет, и на живописи появилось значительное количество пылевых загрязнений, местами есть соли и грибковые налеты, шелушения и потертости красочного слоя. В режиме теплых полов живопись нуждается в повторной разработке методических исследований и проведении консервационных работ.

Реставраторы приняли решение продолжить проведение круглых столов и обсудить на следующем собрании проекты реставрации.

Предыдущая запись
При реставрации павильона «Космос» на ВДНХ обнаружили историческую отделку
Следующая запись
Университет профсоюзов должен восстановить облик сгоревшей дачи в Озерках — Смольный

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.