Главная цель любой реставрации – сохранение того, что нам досталось от прошлых поколений, иными словами, сохранение подлинности. Подлинность – это не только «внешний вид», но и строительные материалы, которые используются при работах, фиксация признаков перестройки, если мы говорим о реставрации зданий. Все это следы жизни. Согласитесь, было бы странно видеть человека, которому условно 80 лет, а выглядит он, что называется, с иголочки.
Реставрация – это целая наука: изучение истории памятника, здания, выявление сохранившихся элементов разных эпох, с одной стороны, а с другой стороны, – это умение сохранить то, что нам досталось, отремонтировать и приспособить под современное использование.
Чтобы стать реставратором, конечно, нужно много учиться и практиковаться. Настоящим профессионалом человек становится только в процессе работы под руководством более опытных коллег.
Мне, например, нравится, как идет сейчас реставрация в Музее поэта Иосифа Бродского на Литейном проспекте, 24. Я должен признать, что мне не сразу удалось договориться о методе реставрации с инвестором и бизнесменом Максимом Левченко, который финансирует эти работы. Он не сразу понял, чего я хочу.
Изначально он хотел, чтобы в музее все было аккуратно сделано, можно сказать, настоящий ремонт, но мне удалось настоять на полноценной реставрации. Для работы над паркетом в «полутора комнатах», например, пригласили специалиста из Москвы: все утраты на нем – сколы, трещины – мы специально сохранили. Затем нанесли раствор, который закрепляет паркет, и таким образом мы сохранили пол больше чем на 90 процентов.
Точно такая же кропотливая работа идет со стенами комнаты. Мы сняли с них повредившиеся «обои» в виде газеты «Голос» 70-х годов XIX века. Поверх нее обнаружили уже настоящие обои, фрагменты которых также сохранились. После этого мы приняли решение, что верхняя часть стены в комнате, то есть чуть выше лепных панелей, будет закрываться шторками бледно-зеленого цвета. Именно такого цвета были стены, когда в квартире жила семья Бродских.