В рамках одного из наиболее престижных европейских научных мероприятий – Недели науки в Берлине (Berlin Science Week), проходившей с 01 по 10 ноября 2019 года, ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ ознакомили с разработанными ими методиками реставрации, документирования и создания копий артефактов с помощью лазерных и оптико-электронных методов и технологий. Опыт практического применения доказал их эффективность и безопасность, однако массового внедрения этих технологий в музейную деятельность пока не происходит.
Санкт-Петербург известен во всем мире не только обилием культурных и исторических памятников, но и суровым климатом, под воздействием которого эти памятники неумолимо разрушаются. А в последние десятилетия эту проблему обострила и неблагоприятная экологическая атмосфера города – одного из крупнейших мегаполисов мира.
«Вопрос о необходимости разработки новых высокоэффективных методов и технологий реставрации и документирования памятников встал на повестку дня уже давно, — прокомментировал профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ ЛЭТИ Вадим Парфенов. И пока единственным научным центром в России, который занимается изучением возможностей применения лазерной техники и ее внедрением в область музейной работы и разработкой новых методов и технологий, является ЛЭТИ.
В рамках мероприятия представители мирового научного сообщества смогли ознакомиться с внушительным портфолио практических работ по применению лазерных технологий в сохранении памятников истории и культуры в Санкт-Петербурге, которые выполняли члены научной группы ЛЭТИ в период с 2006 по 2018 год.
Так, первый опыт по применению лазеров в реставрации состоялся в 2006 году в сотрудничестве с компанией «Реставрационная мастерская «Наследие». С помощью лазера ученые и реставраторы очистили мраморные надгробия в некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. В 2007 году совместно с экспертами Государственного Русского музея очистили 30 итальянских мраморных скульптур XVIII века в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Самая интересная в этой области реставрационная работа – очистка от застарелых биологических поражений, черных гипсовых корок и саже-пылевых загрязнений скульптуры «Зефир, качающийся на ветке», изготовление которой датируется 1860-м годом.
Во всех этих работах загрязнения удалось удалить без каких-либо повреждений каменной поверхности памятников, и лазер доказал свою эффективность как инструмент для реставрации.
Еще одна актуальная практическая разработка ученых ЛЭТИ – использование технологии лазерного 3D-сканирования для создания электронных паспортов и физических копий скульптурных памятников.
«Сегодня в нашем городе идёт активный процесс изготовления копий скульптурных памятников, с последующей музеефикацией оригиналов. Но вопрос о том, какие технологии можно и нужно использовать при создании копий памятников, весьма важен. К примеру, копии из камнезаменителей получают в результате формовки оригинальной скульптуры, а это неизбежно приводит к существенному физико-химическому воздействию на ее поверхность», – поясняет Вадим Парфенов. Разработанный экспертами «ЛЭТИ» альтернативный способ — бесконтактное копирование скульптурных памятников — позволяет изготавливать копии из натурального камня, не нанося самим скульптурам никакого вреда. Так, при помощи создания компьютерной 3D-модели в результате лазерного 3D-сканирования ученые сделали копию мраморного бюста «Примавера» из коллекции ГМЗ «Царское Село», копию мраморного бюста русского императора Петра I из коллекции ГМЗ «Петергоф», а также изготовили реплику утраченной скульптуры из бывшей усадьбы Сергиевка в пригороде Санкт-Петербурга.
Представленные в ходе Berlin Science Week 2019 методы реставрации, документирования и создания копий скульптурных памятников с помощью применения лазерных технологий, разработанные учеными ЛЭТИ и не имеющие аналогов в мире, очень заинтересовали их зарубежных коллег. Российские ученые надеются, что разработанные ими технологии и методы реставрации вызовут и практический интерес, что сделает возможным их массовое использование в практике музейной работы в России. Пока же, по словам ученых, внедрение инновационных технологий происходит медленно. Основными причинами видится не только недостаточность финансирования, но и настороженное отношение к новым методикам, несмотря на уже достаточно внушительный и весьма положительный опыт их использования.