Заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов Юлия Логинова прокомментировала Русской службе ВВС ситуацию, сложившуюся с искажением фигуры нимфы музыки на барельефе Дома Бадаева, или Дома печального ангела, в Санкт-Петербурге
«Авторской пластики не наблюдается»
«При изготовлении фасадов очень часто лепной декор – это не уникальное произведение: например, где-то использован маскарон или ангел, и он копируется, — рассказала в интервью Би-би-си заместитель председателя Российской ассоциации реставраторов Юлия Логинова. — Сделана одна модель, и она повторяется – методом прямой формовки и отливки из гипса. Так что если фигура идентична с точки зрения ее разворота, наклонена в ту же сторону, то можно просто скопировать и поставить ее на утраченное место».
По словам Юлии Логиновой, главное сейчас – разобраться, какие работы проводились на данном конкретном участке, и в связи с чем реставраторы вообще вмешались в эту зону, а не просто очистили ее и покрасили. Для этого она рекомендует обратиться к научному отчету – такой документ, по ее словам, готовится по завершении любой реставрации. И в данном случае его необходимо изучить.
«Вопрос в том, в каком состоянии был этот гипсовый декор на момент начала реставрации, — пояснила специалист. — Он монтируется при строительстве здания, его внутренняя часть может быть пустотелой, может быть целиковой и имеет каркас. В каком она была состоянии — непонятно. Возможно, при расчистке поверхности выяснилось, что внешняя поверхность – это некая скорлупа, а под ней — аварийная составляющая. Возможно, последовал демонтаж».
«Естественно, объекту должен был быть возвращен исторический облик и передача той пластики, которая была до реставрации. Другой вопрос – что требования к квалификации реставратора, который это производил, должны были быть наивысшие, — размышляет эксперт. — Сейчас у нас по закону на объектах культурного наследия имеют право работать только аттестованные министерством культуры художники-реставраторы; в данном случае — реставратор лепного зодчества. Немаловажно и то, проходили ли и принимались ли модельные работы местным органом охраны памятников, какой контроль он осуществлял. Естественно, художественная составляющая значительно изменена, и авторской пластики там не наблюдается».
Ссылка на статью ВВС «Петербуржцы ужаснулись «степной бабе» на фасаде».