«Вышедшее циркулярное письмо — это очередной шаг в работе Министерства культуры Российской Федерации по поддержке современного искусства. Более того, мы хотим, чтобы поддержку современному искусству оказывали и органы управления культурой в регионах, и подведомственные министерству учреждения. Очень много делает в этом направлении Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, который ведет целую программу по продвижению современного искусства. Мы высоко ценим также деятельность Фонда развития современного искусства во главе с Иваном Демидовым. Но необходима ясность в вопросе о том, что такое «современное искусство». Ведь далеко не все актуальное – современно, и не все современное – актуально.
Российскому обществу навязывается ложное словоупотребление: что современное искусство обязательно должно быть эпатажно, провокационно и нетрадиционно. Но ведь это совсем не так. Современное искусство – это то, что делается нашими современниками. Существует множество его представителей, которые придерживаются традиционных ценностей, используют классические формы искусства – но при этом не менее актуальны, чем авторы, экспериментирующие с новыми формами. Да и не в формах дело. Главное – содержательная составляющая, смыслы, которые произведение искусства доносит до людей. А это можно сделать как с помощью традиционных форм, так и новыми, ранее невиданными способами. Если, конечно, творцу есть, что сказать людям.
Не будем забывать, что прижилась и стала классикой лишь малая часть того, что в различные эпохи выдавалось за новые формы.
Искусство очень многогранно, и мы рады развитию и процветанию любых его форм. Но поддерживать государство должно не всё подряд, а только то, что соответствует целям и задачам государственной культурной политики. То, что не оказывает деструктивного воздействия на массовое сознание, на нашу культуру, на традиционные ценности нашего общества.
Что касается актуального искусства, то и здесь мы зачастую сталкиваемся с ложными утверждениями. Например, что оно непременно должно быть нетрадиционным и провокационным. Но ведь актуальное – это то, что волнует нас сегодня, что важно для нашей жизни. При этом далеко не всегда это может быть сделано современниками. Пушкин, Достоевский, Толстой и другие классики – их произведения будут актуальны всегда, поскольку в них поднимаются вопросы, важные для людей любой эпохи. А сейчас за актуальное искусство часто пытаются выдать нечто, вряд ли содержащее в себе какие бы то ни было смыслы вообще.
Зачастую проблемы, которые кажутся актуальными какой-то маргинальной группе людей, преподносятся как актуальные для всего общества, навязываются ему.
Важно понимать, какое влияние то или иное произведение искусства оказывает на нашу культуру, на наши ценности. И для этого недостаточно лишь точки зрения автора или так называемого «куратора», зарабатывающего на этом авторе. Оценивать необходимо объективно, с проведением культурологических исследований и привлечением специалистов, которые могут оценить степень и направление воздействия данного вида искусства на человека.
В этом и состоит ценностно ориентированная государственная культурная политика. Каждый имеет право на свободное творчество. Однако оценка воздействия тех или иных произведений искусства – это не только право, но и обязанность органов управления культурой. И государственная поддержка может быть оказана только в том случае, если это воздействие не будет разрушительным для нашего общества.»