В соответствии с распоряжениями председателя КГИОП Сергея Макарова «Жилой дом» (Мичуринская ул., д. 1, лит. А) и «Жилой дом специалистов «Свирьстроя»» (Малый проспект П.С., д. 84-86, лит. А) включены в единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения.
Здание на Мичуринской улице является одним из ярких примеров жилой архитектуры в характере «обогащенного конструктивизма и представляет градостроительную доминанту в панораме застройки набережной Невы.
Создание в конце XIX века гранитной Петровской набережной спровоцировало появление на этой территории новых зданий. В начале ХХ века по проекту архитектора А.С. Хренова здесь был построен дворец великого князя Николая Николаевича-младшего, ставший последним великокняжеским особняком в Петербурге.
В 1931 году объявлен конкурс на строительство гостиницы «Интурист». Выбранное место на участке Гагаринского буяна было репрезентативным: гостиница «на стрелке Б. Невы и Б. Невки, на одном из лучших участков в центре города, должна замкнуть исторический ансамбль лучших сооружений города, расположенных на набережных Невы в самом широком ее месте» [Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 80. Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 80].
Конкурс выиграл проект архитекторов Е.А. Левинсона и И.И. Фомина.
К 1936 году железобетонный каркас гостиницы выведен до седьмого этажа, однако дискуссии по поводу стилистики здания продолжались. Стройка была приостановлена, а в 1938 году принято решение о строительстве на этом месте, на фундаментах и в пределах каркаса гостиницы, жилого дома для Наркомата ВМФ СССР. Строительство дома завершилось в 1941 году.
В 1939 году на фасад, обращенный к Неве, над сквозной аркой на крыше установлена монументальная бетонная скульптурная группа Матрос и Кораблестроитель (или Рабочий), в центре композиции помещен ботик Петра I. Автор – скульптор Я.А. Троупянский.
В этом доме жили писатель Ф.А. Абрамов, контр-адмирал П.Д. Папкович, народный артист СССР К.Ю. Лавров – чему посвящены мемориальные доски на фасаде здания.
В настоящее время здание является многоквартирным жилым домом.
Дом специалистов «Свирьстроя» — единственный осуществленный проект жилого дома в творчестве мастера архитектуры Игоря Георгиевича Явейна, яркий образец позднего конструктивизма в Ленинграде, являющийся примером характерного для Петербурга градостроительного подхода к проектированию в сложившейся исторической, среде.
От многих конструктивистских построек с монохромной цементной штукатуркой дом специалистов Свирьстроя отличается звучным цветовым решением – тёмно-красным тоном фактурных стенных поверхностей в сочетании со светло-серыми деталями. Активную роль в многослойной рельефной обработке фасадов играют многочисленные балконы. Ни в одном другом здании того периода нет такого разнообразия их типов, способов группировки и рисунка дателей.
Здание принадлежит к характерному для конца 1920-х – 1930-х годов типу «домов для специалистов», явившемуся следующим, после домов-коммун, шагом к решению проблем «социалистического расселения» и нового жилищного проектирования. В отличие от домов-коммун, для которых характерно выделение вспомогательной площади бытового назначения (кухни, столовой, ванны, прачечной) в помещения для коллективного пользования, утвердившаяся с начала 1930-х годов практика проектирования и строительства жилых домов («домов для рабочих») предполагала создание индивидуальных квартир с кухней, ванной, душем, кладовкой.
По такому же принципу в этот период проектировались дома для работников различных отраслей экономики, городского хозяйства, науки, культуры: в 1931-1935 возведён жилой дом Ленсовета, с 1934 по 1937 годы возведены «Дом специалистов» на Лесном и «Иностранный ударник» на Кронверском проспектах, «Дом работников искусств» на Каменноостровском проспекте и дом работников киностудии «Ленфильм» на М. Посадской улице.
Шести-семиэтажный каменный оштукатуренный жилой дом инженерно- технических работников «Свирьстроя» построен на Малом проспекте в Ленинграде по проекту архитектора И.Г. Явейна в период с 1932 по 1938 годы.
Архитектор очень внимательно относился к архитектурным деталям, малым архитектурным формам, благоустройству и озеленению: ограды, ограждения приямков входов в подвал со стороны двора, пилоны, палисадники – всё это обогащало художественное впечатление от сооружения, придавало ему единство ансамбля.
В доме жили многие выдающиеся деятели науки и культуры: писатель П.Н. Лукницкий – поэт, прозаик, собиратель материалов об Анне Ахматовой и Николае Гумилёве, автор фронтового дневника «Ленинград действует», детская писательница 3.К Шишова, скульптор Р.В. Мелик-Акопян, график Ю.М. Данилов, конструктор приборов управления стрельбой и навигационных приборов, лауреат Сталинской премии 1-й степени А.С. Одинцов, заведующий лабораторией физиологии питания Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР академик АН СССР А.М. Уголев, автор многочисленных книг по истории России Р.Г. Скрынников, кинорежиссер И.Е. Хейфиц, с 1928 года работавший на киностудии «Ленфильм».