«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда

https://www.theartnewspaper.ru/

После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали.

После того как полотно «Качели» Жана Оноре Фрагонара из Собрания Уоллеса расчистили, удалив слой потемневшего лака, его героиня с широко распахнутыми глазами выглядит еще более игриво и чувственно.

Юрико Джэкалл, возглавляющая кураторский отдел музея и специализирующаяся на французском искусстве, называет «Качели» (около 1768–1768) «самой выдающейся картиной в стиле рококо». Сочетание загадочности и эротизма в этом полотне давно пленяет публику.

Реставратор Мартин Уайлд удалил пожелтевший лак и выцветшую ретушь. После расчистки скрытые прежде детали стали гораздо отчетливей, что позволяет увидеть картину в новом свете.

Двое мужчин почти полностью скрыты кустами: в левой части композиции юноша вот-вот увидит, что кроется под шелковым платьем девушки, а справа пожилой мужчина раскачивает качели в едва уловимом намеке на занятие любовью.

К сожалению, искусствоведам до сих пор не известно, кто был заказчиком этой картины. Джэкалл собирается исследовать французские архивы и надеется, что ей удастся обнаружить новые данные. Пока что вся имеющаяся у нас информация ограничивается свидетельством из мемуаров драматурга Шарля Колле, который в октябре 1767 года упомянул лишь о том, что заказчик был «придворным господином».

Колле рассказывает, что заказчик принял художника Габриэля-Франсуа Дуайена «в своем „холостом доме“ вместе со своей любовницей». Первоначально он предложил этот заказ самому Дуайену, сказав: «Вы поместите меня так, чтобы я мог видеть ноги этого прекрасного дитяти», которая «будет сидеть на качелях, а их будет раскачивать епископ». Дуайен не решился взяться за столь непристойный сюжет и предложил вместо себя Фрагонара, который с готовностью согласился на работу.

Благодаря реставрации на полотне Фрагонара прояснились многие детали. Корсаж девушки богато отделан кружевом, а грудь теперь очерчена более отчетливо. Девушка сидит на элегантных качелях, сделанных из позолоченного дерева и обитых дорогой красной тканью, — совсем не то, что ожидаешь встретить в дикой роще. Выражение ее лица приобрело поразительную живость, а в целом, как отмечает Джэкалл, она теперь выглядит «более чувственно».

Хотя качели продолжали набирать высоту, одна из туфелек слетела с ее ноги. Создается впечатление, что это вовсе не случайность и что она сама скинула ее по направлению к своему юному поклоннику. Он в восхищении и онемении не сводит широко распахнутых глаз с приближающейся в полете девушки. Хотя левой рукой он галантно снимает свою шляпу, в движении правой угадывается страх.

Но кто же этот мужчина справа? Расчистка показала, что он одет не в черные одежды епископа, а в синий костюм светского человека. Джэкалл предполагает, что сцена может изображать любовный треугольник с пожилым мужем и молодым любовником, что отражено в композиции картины. Либо мужчины могут быть отцом и сыном, охваченными страстью к одной женщине.

Теперь, когда реставрация закончена, сцена выглядит динамичнее, и в ней заметны элементы, указывающие на опасность: веревка сильно потрепана и прикреплена к старому дереву очень ненадежно.

Название картины впервые появляется на гравюре 1782 года: Les hasards heureux de l’escarpolette («Счастливые превратности качелей»). Но слово «превратности» может намекать и на опасности любви.

Таинственный заказчик предположительно повесил картину в спальне или, быть может, за завесой в немного менее интимной обстановке. Позднее полотно приобрел сборщик налогов Мари-Франсуа Менаж де Пессиньи, впоследствии казненный в 1794 году во время Великой Французской революции.

В 1865 году, за пять лет до своей смерти в Париже, «Качели» купил 4-й маркиз Хартфорд. Картину унаследовал его незаконнорожденный сын Ричард Уоллес, и они с женой повесили ее у себя в спальне. В конечном итоге леди Уоллес завещала всю коллекцию британской нации. Сегодня Собрание Уоллеса экспонируется в их особняке неподалеку от Оксфорд-стрит.

Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, говорит, что «Качели» — одна из самых популярных картин музея наряду со «Смеющимся кавалером» Халса (1624, сейчас полотно представлено на выставке мужских портретов художника) и «Танцем под музыку времени» Пуссена (около 1634–1636, в настоящее время экспонируется в Национальной галерее на выставке работ Пуссена).

«Качели» уже вернулись в экспозицию, где представлены вместе с другими картинами Фрагонара из Собрания Уоллеса.

Предыдущая запись
Замок, крепости и города обновляются к юбилею Петра I
Следующая запись
Мозаичное панно на фасаде НИИДАР готовят к реставрации

Похожие записи

Результатов не найдено.