«Сама я из Петербурга, и перед тем, как оказаться на нынешней должности в Москве, семь лет работала в государственном музее городской скульптуры и возглавляла службу по текущему уходу и содержанию памятников. Там моя деятельность была непосредственно связана с содержанием, охраной городской монументальной скульптуры и художественными надгробиями, их сохранением и реставрацией. И дальнейшее развитие в этой специальности мне виделось по линии государственной службы. Так и получилось. И теперь на своем месте я занимаюсь вопросами охраны памятников, только уже на новом уровне.
У меня большой спектр обязанностей, в департаменте я отвечаю за направление реставрации всех объектов культурного наследия — монументальной городской скульптуры и современной городской скульптуры. Это 765 монументов. Также я отвечаю за реставрацию художественных надгробий, которых в Москве на охранном уровне — 2005 единиц.
Я провожу осмотр, мониторинг объектов, нуждающихся в реставрации, отслеживаю ход реставрационных работ. Например, сейчас у меня в работе пять основных кладбищ: Ваганьковское, Новодевичье, Калитниковское, Даниловское и Преображенское. И, к примеру, на Новодевичьем и на Ваганьковском недавно были завершены работы по реставрации 21 надгробия на каждом. Каждое из них — отдельный объект реставрации, и практически ежедневно хотя бы по одному из них проводилось совещание. Кроме того, я занимаюсь объектами культурного наследия на территории ВДНХ. Как вы, наверное, знаете, с апреля по август там шли комплексные работы по благоустройству и ремонту фасадов двадцати пяти павильонов. И нам удалось вернуть их исторический функционал: избавившись от торговых точек, раскрыть их прямое назначение.
Кроме того, об этом много писали, в ходе работ по ремонту и демонтажу были найдены два уникальных произведения искусства: горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира — Советскому народу слава!» и картина Александра Герасимова «II съезд колхозников и ударников». Когда их нашли, я уже занималась этим проектом, и мне приятно, что я вела его с момента самой находки до начала практической открытой реставрации, которую мы можем наблюдать сейчас.
У меня не классическое для чиновника образование, я училась на реставратора скульптуры в Санкт-Петербургском государственном университете. Когда работаешь с отдельным памятником как реставратор, то спектр твоих задач связан с конкретным памятником. А когда от тебя и твоих действий зависит сохранность десятков и сотен памятников, тебе приходится думать в новых категориях: структурирование, упорядоченность.
Кроме того, я занимаюсь популяризационной деятельностью, связанной с работой департамента. С 14 по 16 октября, например, в Москве проходила выставка «denkmal Москва», посвященная вопросам реставрации и сохранения объектов культурного наследия, где я вместе с коллегами по департаменту курировала стенд правительства Москвы. Также я работаю заместителем президента в общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России».
Когда я собиралась на государственную службу, то не задумывалась, кто он такой — московский чиновник. Сейчас исходя из своего опыта я бы сказала, что в правительстве Москвы на разных должностях работает значительное количество молодежи, и самое главное — что им интересно менять город».