«Я б в реставраторы пошел, пусть меня научат!» Интервью председателя РАР Ольги Синицыной для портала «Россiя. Наследие»

russianasledie.ru

Как говорит одна очень известная пословица «век живи – век учись». И профессия реставратора – это как раз то ремесло, в котором можно и нужно постоянно учиться, приобретать разносторонний творческий опыт, регулярно повышать свою квалификацию и мастерство. В работе реставратора главное – сохранить объект либо восстановить его исторический облик, первозданную красоту, при этом чаще всего используя профессиональные «фишки», новейшие материалы и технологии, которые в наш быстрый век обновляютсяс завидной частотой. В современных условиях реставратору нужно, как говорится, постоянно «держать руку на пульсе». В этом случае и молодому специалисту, и опытному реставратору на помощь приходят курсы повышения квалификации, программы переподготовки, семинары, стажировки и другие образовательные мероприятия.

Так как же сегодня воспитать настоящего реставратора? Вопрос очень актуальный, особенно в наше время, когда ценность культурного наследия приобретает все более осознанный общественный характер. Кто ответственен за воспитание нового поколения специалистов в сфере сохранения культурного наследия, как распознать будущего реставратора и каким должен быть его наставник? Поговорим об этом с председателем некоммерческого партнерства «Российская ассоциация реставраторов» Ольгой Синицыной, которая будучи деканом факультета реставрации в Санкт-Петербургском институте искусств и реставрации не понаслышке знает о современных образовательных процессах в сфере реставрации и формировании кадрового потенциала.

– Ольга Николаевна, ни для кого не секрет, что наша страна сейчас переживает не самые простые времена в экономике. Как, на Ваш взгляд, в таких условиях обратить внимание властей на возросшую потребность в квалифицированной силе – молодых специалистах-реставраторах, которые должны соответствовать современным потребностям рынка и вместе с тем обладать внушительным багажом знаний?

– Действительно, потребность в молодых и, что не менее важно, грамотных специалистах, задействованных в сфере сохранения культурного наследия, сегодня ощущается особенно остро. И в силу того, что, к сожалению, время забирает у нас старейших представителей ленинградско-петербургской, московской и новгородской реставрационных школ, и в силу меняющейся конъюнктуры современного рынка реставрационных услуг. Сейчас рынок вопределенной степени находится под давлением экономических обстоятельств и поэтому нуждается в молодых специалистах, легко и быстро ориентирующихся в его потребностях и обладающих достаточной базой знаний. Думаю, это понимает и реставрационное сообщество, и Министерство культуры.

– Как же сегодня обстоят дела с кадровым потенциалом в сфере сохранения культурного наследия?

– В последнее время наше государство всерьез озаботилось вопросом кадрового резерва. Министерством культуры Российской Федерации разрабатывается программа развития кадрового потенциала управленцев в сфере культуры. Данная программа предполагает создание резерва управленческих кадров для последующего назначения на вакантные должности руководителей подведомственных учреждений, а также на должности государственной гражданской службы, в том числе и по направлению сохранения культурного наследия. На уровне субъектов РФ также ведется работа по созданию кадрового резерва. В частности, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга проводит аналитику кадрового состава реставрационных и проектных фирм Петербурга, имеющихся научных разработок и патентов, а также проблем и путей решения в сфере профессиональной подготовки кадров.

– Где в России учат этому уникальному ремеслу, «взращивают» будущих реставраторов? В каком регионе у нас находится кузница кадров?

– Распределение учебных заведений по территории России очень неравномерно.Основная масса находится в центральной России и на северо-западе. Конечно, кузницами кадров являются Москва и Санкт-Петербург. А вот специалистам из других регионов бывает «не сладко»: зачастую им приходится преодолевать тысячи километров, чтобы получить необходимые знания и квалификацию. А для организаций, например, подобные поездки оказываются весьма накладными, так как за счет них существенно увеличиваются затраты.

Российская ассоциация реставраторов на протяжении нескольких лет взаимодействует с различными учебными заведениями по вопросу организации и проведения курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки. На основе данных, предоставленных органами охраны памятников и управления образованием субъектов Российской Федерации, ассоциацией была составлена база российских учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации в области реставрации. База находится в стадии постоянной доработки и обновления, принимаются любые уточнения и дополнения. Сейчас в ней74 учебных заведения, осуществляющих обучение по различным направлениям и формам.

На сегодняшний день, по нашим данным, в 36 регионах РФ насчитывается 37 высших учебных заведений и столько же средних учебных заведений. В 42 регионах (а это, надо заметить, половина от общего количества субъектов РФ) подготовка специалистов по данным направлениям не осуществляется, от 7 регионов ответа мы так и не получили.

Не так давно в Великом Новгороде открылся центр реставрации монументальной живописи на базе образовательного кластера «Антоново» и учебно-научный музей истории русской письменной культуры и книжности. Этот проект, разработанный и реализованный при участии Минкультуры России, является одним из важных шагов в дальнейшем повышении уровня образования реставраторов. Отличная, на мой взгляд, инициатива, которая уже получила огромное количество положительных откликов.

К слову, не так давно Министерством культуры Российской Федерации был опубликован анализ потребности в кадрах для отрасли культуры. В документе приводится анализ состояния кадрового потенциала отечественной музейной реставрации и определяются потребности в кадрах на ближайшую перспективу. Ознакомиться с ним можно на сайте министерства. Отмечу, что проведенные исследования, в сравнении с 2010 годом, в 2015 году показали снижение количества реставраторов, работающих в музеях. Потребность в квалифицированных кадрах осталась на том же уровне. Даже в таком успешном регионе, как Москва, проблема обеспеченности кадрами актуальна и по сей день. По данным министерства, до 2020 года город будет нуждаться в 112 музейных реставраторах, до 2025 года – в 107. Выход из ситуации я вижу в модернизации системы кадровой политики в целом, а также выделении целевых бюджетных мест для обучения по реставрационным специальностям, финансировании министерством переподготовки и повышения квалификации реставрационных кадров.

–  Помимо кадрового голода, какие еще проблемы существуют в системе российского реставрационного образования?

– Проблем, на самом деле, достаточно. Одна из наболевших – отсутствие в необходимом объеме учебной литературы. Большинство книг и пособий было издано в 80–90-е года, соответственно сведения о современных методиках и материалах в них отсутствуют. В библиотеках учебных заведений попросту не хватает литературы по направлению «реставрация и сохранение культурного наследия», а купить издания, выпущенные, допустим, в начале 2000-х годов, в необходимом количестве довольно проблематично из-за их высокой стоимости. Современные же издания практически не выпускаются по самым разным причинам. Во-первых, реставрация является довольно молодой наукой и в ней отсутствует система присвоения ученых степеней. Во-вторых, высоко профессиональные и опытные мастера-реставраторы, как правило, являются людьми пожилого возраста и не имеют возможности и желания заниматься литературной деятельностью. И в-третьих, высокая стоимость издательских услуг и отсутствие финансирования со стороны государства.

В настоящее время в России около 3000 реставрационных организаций, а общее количество специалистов (архитекторов, инженеров, реставраторов зданий, художников-реставраторов живописи, скульптуры, икон, мебели, предметов декоративно-прикладного искусства) насчитывает порядка 190 000 человек. Данные специалисты нуждаются в регулярном повышении квалификации, совершенствовании своих знаний, навыков и умений, что невозможно без наличия современной качественной и доступной профессиональной литературы.

Другая проблема – отсутствие защиты научных работ в области реставрации. Это связано с тем, что защищающимся по имеющейся специальности «24.00.03 – музееведение, консервация, реставрация историко-культурных объектов» присуждается ученая степень – кандидат культурологии. В основном по этой специальности защищаются музееведы, реставраторы же не горят желанием получить эту ученую степень. Вместе с тем новые ФГОС по направлениям бакалавриата требуют наличия 70 % штатных преподавателей с учеными степенями. Именно по этой причине Российская ассоциация реставраторов вышла с предложением к Минкультуры России ввести систему защиты научных работ на профильных факультетах. Сейчас предложение находится в ведомстве на рассмотрении.

Кроме того, особое внимание реставрационного сообщества сейчас обращено на необходимость разработки профессиональных стандартов в сфере сохранения объектов культурного наследия в соответствии с новыми утвержденными Правительством РФ и Минтрудом России требованиями. В настоящее время утвержденные профессиональные стандарты отсутствуют. Разработанный Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерациипроект профессионального стандарта был отклонен Национальным советом по профстандартам ввиду большого количества замечаний со стороны профессионального сообщества. Вопрос о необходимости разработки профстандартоврассматривался в сентябре 2015 года на II Международном съезде реставраторов в Казани. В рамках съезда было принято решение о разработке отдельных профстандартов для рабочих профессий по разделу «Реставрационные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профстандартов архитектора-реставратора, инженера-реставратора, инженера-реставратора-технолога, художника-реставратора, художника-реставратора рукописных и печатных документов (книжных памятников).

Хочу обратить внимание на то, что разработка и утверждение профессиональных стандартов в сфере реставрации (в которых будут обозначены трудовые функции специалистов) позволит вносить изменения в содержание федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, разрабатывать новые образовательные стандарты, а также более точно определить перечень должностей и профессий, по которым проводится аттестация специалистов-реставраторов.

– И последнее: какие ресурсы нужды для того, чтобы воспитать настоящего реставратора? Внутренние качества, природный дар, талант, удачный выбор наставника, что-то еще?   

– Профессия реставратора многогранна. Как говорится, он должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Мастером на все руки. Человек, который хочет стать действительно хорошим специалистом в области реставрации, должен любить и творчество, и историю, и культуру, и кропотливый труд. Надо понимать, что процесс реставрации, консервации или воссоздания предполагает, главным образом, подлинный интерес к тому, что ты собираешься спасти. Эта профессия не ставит во главу угла материальную выгоду, главное здесь – это достоверный, исторически верный результат, максимально чистая передача эпохи, стиля, материала, иногда даже запаха.

Подготовка реставратора – процесс сложный, продолжительный, но интересный. Помимо теоретического обучения, ребята проходят серьезную производственную практику, где проявляются их творческие способности, внимательность, умение исследовать, правильно выбирать и осуществлять необходимые мероприятия для сохранения культурной и исторической ценности объекта. Лишь лет через 10–15 молодой реставратор приобретает тот опыт, благодаря которому его уже можно будет назвать настоящим профессионалом.

Большая роль в становлении специалиста в реставрации отводится наставнику, который должен обладать отчасти и педагогическим опытом, и самое главное – желанием учить, направлять, указывать на ошибки, передавать свои знания. Хороший наставник помогает по-настоящему влюбиться в свою профессию.

Предыдущая запись
Комментарий зампредседателя РАР Юлии Логиновой Русской службе ВВС по ситуации с искажением фигуры нимфы музыки на барельефе Дома Бадаева
Следующая запись
«Многоквартирное наследие: реставраторы просят средства на ремонт жилых домов-памятников». Комментарий зампредседателя РАР Татьяны Черняевой для портала Russia Today

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.