Органичное вовлечение паблик-арта, или, как его определила основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор, «искусства в общественном пространстве, сделанного на заказ какой-либо институции, либо сообщества» в пространство городской среды возможно при условии конструктивного диалога между художниками и представителями органов государственной власти.
Такие выводы прозвучали по итогам круглого стола на тему «Искусство в городской среде: особенности законодательного регулирования паблик-арта в Санкт-Петербурге», который был организован Российской гильдией управляющих и девелоперов 4 июня в формате онлайн-конференции в рамках проекта «Искусство в городской среде».
«Нельзя просто взять и что-то нанести на стену или ограду в городе, потому что за это по закону будет отвечать тот, кому эта стена или ограда принадлежит, — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. — Я отнюдь не являюсь противником искусства в публичном пространстве, но при этом прекрасно понимаю чувства завхоза школы, на ограде которой разметили арт-объект с изображением Иосифа Бродского — к ним придёт контролирующий орган и оштрафует школу — а не художника».
Сергей Макаров отметил, что в вопросах сохранения того или иного рисунка «важна позиция граждан». Так, например, благодаря многочисленным обращениям горожан в марте 2020 года, было решено сохранить уникальный мурал (монументальную живопись) «Вода – это жизнь», созданный 30 лет назад американскими и советскими художниками на брандмауэре дома № 47 по Гаванской улице.
«Очень важно говорить об общих принципах и подходах к этому виду искусства, — подчеркнул председатель КГИОП. — Мне нравится идея выбрать несколько адресов в качестве пилотных и совместно отработать на них процедуру согласования».
Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре – главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев пояснил, что «любое изменение фасада зданий является изменением объекта благоустройства. Согласованием действий в части объектов благоустройства занимается Комитет по градостроительству и архитектуре, на сайте размещен установленный состав документации.
Мы как орган исполнительной власти, придерживаемся принципа абсолютного равенства всех перед законом, и предполагаем, что каждый гражданин должен иметь равные права. Наверное, наскальные рисунки, действительно, не проходили через согласования Комитета собирателей и охотников по поводу нанесения росписи в какой-то пещере. Но если мы говорим о городской среде, которую мы в том числе как органы исполнительной власти защищаем, подобные действия недопустимы», — добавил Владимир Григорьев.
Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главный художник Алексей Моор подчеркнул, что инициатива от самих художников по обсуждению размещения арт-проектов в пространстве городской среды исходит крайне редко.
Участникам дискуссии показалась интересной и достойной дальнейшего обсуждения мысль об установке временных художественных конструкций в виде баннеров или щитов, на которых художники могли бы реализовывать свои проекты.