Дом почётного гражданина Алексея Ерошенко в Басковом переулке признан памятником регионального значения

https://kgiop.gov.spb.ru/

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом А.И. Ерошенко» (Басков пер., д. 5, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Дом входит в перечень объектов культурного наследия – многоквартирных домов, реставрацию фасадов которых планируется проводить по программе КГИОП. Всего в указанный перечень вошло 255 зданий, имеющих сложное архитектурно-декоративное убранство фасадов и нуждающихся в проведении реставрации.

«Дом А.И. Ерошенко» является важным структурным элементом застройки квартала, ограниченного улицами Короленко, Маяковского, Некрасова и Басковым переулком. Он формирует фронт застройки, сохраняет масштаб, пространственную структуру и градостроительную историческую среду Центрального района.

Это первая работа архитектора Фридриха (Фёдора Фёдоровича) фон Постельса.

Фридрих фон Постельс (1873-1960) – архитектор, художник, один из самых ярких и колоритных мастеров модерна, активно работавший в Петербурге в начале XX века. В 1903 году он окончил Академию художеств, работал в Петербурге, Москве и других городах. После революции в 1920 году эмигрировал в США. Каждая его работа неповторима и является примером авторской индивидуальной архитектуры. В его творчестве нашли отражения европейские течения новой архитектуры рубежа двух столетий. По проектам Фридриха фон Постельса в Петербурге построено 5 каменных зданий – Большая Зеленина ул., д. 28; Басков пер., д. 5; 2-я линия В.О., д., 29; 3-я линия В.О., д., 18; Чехова ул. д. 4.

Здание, построенное в 1903-1905 годах для потомственного почётного гражданина Алексея Ивановича Ерошенко, являет собой пример петербургского доходного дома начала ХХ века. Лицевой фасад выполнен в стиле модерн.

В годы Великой Отечественной войны здание не пострадало и сохранилось без перестроек. До наших дней дошли историческая конфигурация и габариты, объемно-пространственное и объемно-планировочное решения в габаритах капитальных стен.

Сохранены конструктивная система здания и подлинные материалы конструкций, в том числе конструкции лестниц. Архитектурно-художественное решение лицевого фасада сохранилось с незначительными утратами и изменениями в результате ремонтных работ, проведенных во второй половине ХХ века. Первоначальный авторский замысел, воплощенный в здании, в целом сохранён.

В интерьерах сохранились отделка парадной лестницы и вестибюля, ограждения известняковых лестниц. В помещениях квартир и офисов сохранены элементы декоративно-художественной отделки, предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе подлинные витражи оконных заполнений, изразцовые печи и печи-камины.

Историческая и мемориальная ценность объекта также связана с именами представителей промышленного производства, активно развивающегося в конце XIX – начале ХХ веков.

Так, в части помещений выявлены исторические угловые изразцовые печи и печи-камины, изготовленные на финляндских гончарных заводах (завод «Або», Ракколаниокский завод), в том числе – печи в стиле модерн «Печь с хризантемами» по эскизу архитектора Эдуарда Диппеля в стиле неорококо, неоренессанса, историзма и другие типовые модели. Наружная печная фурнитура выполнена из латуни, внутренние дверцы и решетка топочного проема изготовлены на чугунно-литейном заводе Франца Сан-Галли в Санкт-Петербурге (сохранились клейма).

В 2020 году проектной организацией ООО «АЖИО» при обследовании центрального аттика лицевого фасада в рамках осуществления комплексных научных исследований и разработки проектной документации по капитальному ремонту фасадов, со стороны помещения чердака были обнаружены элементы заполнений оконных проемов – стеклянные кирпичи системы Фальконье, изготовленные на заводе «М. Франкъ и К°» в Петербурге (сохранились штампы) (видеоролик КГИОП о стеклоблоках Фальконье).

Полые стеклоблоки или стеклянные кирпичи системы Фальконье, изготавливаемые методом выдувания в форму, получили широкое распространение в доходных домах Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX  – начале ХХ столетий. При их изготовлении применялись различные оттенки стекла – фиолетовый, зелёный, желтый. Преимущество такого материала состояло в том, что камни, заключая в себе воздух, не запотевали и не замерзали, удерживали тепло в помещении.

В рамках планируемых ремонтно-реставрационных работ фасадов объекта планируется музеефикация уцелевших стеклянных кирпичей с воссозданием утраченных элементов по существующим аналогам в соответствии с историческими технологиями производства.

В настоящее время здание продолжает использоваться как многоквартирный жилой дом.

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Дом А.И. Ерошенко» (государственный эксперт М.И. Филипович), выполненной по заказу подведомственного КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».