Храм был возведен более 360 лет назад на территории усадьбы царского садовника Аверкия Кириллова. Сегодня эта церковь — памятник архитектуры федерального значения.
Завершилась реставрация куполов, первого яруса фасадов и цоколя храма Николая Чудотворца на Берсеневке. Каменная церковь XVII века расположена на набережной Москвы-реки напротив храма Христа Спасителя и входит в комплекс усадьбы Аверкия Кириллова. В годы царствования Федора Алексеевича Романова он имел чин думного дьяка и был государевым садовником, отвечающим за озеленение центра Москвы.
Жилые палаты и храм построены по заказу Кириллова в 1656–1657 годах. Изначально церковь была домашней, а не приходской. Два здания соединялись крытым переходом, который впоследствии был разрушен. Сейчас усадебный комплекс Аверкия Кириллова является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.
«Храм Николая Чудотворца возведен в популярном в XVII веке стиле русского (или московского) узорочья, для которого характерны затейливые элементы декора и обилие ярких цветов в оформлении. Четверик (четырехугольное основание) церкви украшен кокошниками — архитектурными деталями, внешне напоминающими традиционный русский женский головной убор. Плоскость барабанов (основания куполов. — Прим. mos.ru) отделана аркатурным поясом — так называют ряд декоративных ложных арок. Богато декорированы также наличники окон, колонки и фриз (горизонтальные ленты на фасаде). Венчают храм семь золотых куполов. Самый большой из них весом в 200 пудов (более трех тонн) был изготовлен известным русским мастером Иваном Моториным, отлившим знаменитый Царь-колокол», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
По словам главы ведомства, ремонтно-реставрационные работы проводились в несколько этапов. В первую очередь специалисты вручную расчистили от многолетних загрязнений фасады, цоколь и купола церкви. Затем восстановили утраченные фрагменты штукатурки и кирпичной кладки. После этого окрасили стены и декоративные элементы фасадов. Позолоту на куполах также воссоздавали поэтапно. Сначала на медные поверхности нанесли грунтовку, потом обработали их несколькими слоями лака. В завершение купола покрыли сусальным золотом и отшлифовали до блеска.