Церковь Екатерининского дворца возрождают — впервые после войны

http://calendar.fontanka.ru/

Церковь Воскресения Христова, освященная в 1756 году — она же церковь Екатерининского дворца в Царском селе, чьи интерьеры создавали Растрелли и Стасов – провела без реставрации больше полутора веков: после войны, когда срочно восстанавливали другие интерьеры дворца, церковь была в наиболее пригодном состоянии, однако, доступ посетителей был возможен только на хоры.

Теперь время сказало свое веское слово, и реставрация потребовалась незамедлительно: декор церкви «обжили» насекомые и даже птицы, чьи гнезда нашли в плафоне (вероятно, они появились в тот послевоенный период, когда здание стояло без окон). Холст, натянутый на потолке, провис под весом 20 килограммов мусора, местами его пришлось зашивать при помощи не только иголки и нитки, но и хирургических инструментов — слишком труднодоступным было место работ. Теперь «Слава Святого Духа» с головками ангелочков кисти Андрея Беллоли снова радует глаз.

Средства на восстановление интерьеров, которые в разные годы создавали Растрелли и Стасов, — около 1 миллиарда рублей — были выделены «Газпромом» в 2015 году. Сначала за воссоздание объекта взялся скандальный «Балтстрой», но, выполнив только начальный этап работ (правда, самый долгий и дешевый, как говорят в «Царском Селе»), – установку лесов и подбор специалистов-реставраторов со всей России, – компания стала срывать сроки и с ней расстались. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова утверждает, что финансовых потерь для музея это не принесло: платили им только по факту выполненных работ. С марта 2017 года восстановлением интерьеров занимается Царскосельская янтарная мастерская.

В данный момент работы примерно на середине: завершить их планируется в декабре 2018 года. Восстанавливать будут не всё: в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, утраты будут восстанавливать только в том случае, если детали были необходимы для конструкции — а не только служили украшением.

Отсутствующие детали могут восстановить в деревянной резьбе — чтобы сразу было понятно, что это не подлинные украшения. Точно так же не будут маскировать под подлинники бра – их выполнят из мастики, а затем позолотят, и это будет заметно, потому что настоящая реставрация ведется «без грамма позолоты» (согласно контракту).

Что касается восстановления утраченной живописи — вопрос о ней будет решаться на заседании реставрационного совета 6 октября: показывать церковь без утраченных икон (а их было больше сотни, сохранилось лишь две) — будет некрасиво, и в ближайшее время специалисты решат, использовать ли современную живопись или стилизацию в историческом ключе. Один из плафонов был утрачен, второй в настоящее время восстанавливают реставраторы, коих на проекте работает порядка 70.

В ходе работ, как обычно бывает при реставрации, музейщиков ждал сюрприз: когда кто-то из мастеров уронил за панель свой мобильный телефон, там (за панелью) обнаружилось порядка 150 элементов декора — резьбы и папье-маше. Эти детали позволили восстановить в оригинале украшения царских врат. Заместитель директора музея по реставрации Наталья Кудрявцева предположила, что детали были сложены туда уже в советское время: музейщики, очевидно, хотели позже вернуть их на свои места, однако потом это забылось.

Но главное, чем удивит церковь первых посетителей — это выделенный реставраторами редкий глубокий синий цвет стен, соответствующий изображениям на исторических акварелях — цвет «берлинской лазури», который заказывала еще Елизавета Петровна в 1749 году, и на фоне которого позолота смотрелась особенно выигрышно.

Справка «Фонтанки»

Дворовая церковь Воскресенья Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена в присутствии Елизаветы Петровны 30 июля 1756 года. Оформленная по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли, она дважды горела — в 1820 и 1863 годах, после чего реставрировалась.

Предыдущая запись
Состоялось первое заседание рабочей группы по сохранению исторического центра Выборга
Следующая запись
Эксперты призвали Минкультуры России взять под контроль археологические исследования на строящихся объектах

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.