История дома, в котором располагалось знаменитое «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона», насчитывает 120 лет. Его построили в стиле модерн по одному из первых проектов Федора Шехтеля. Тогда он еще не был известен как архитектор и мастер модерна. Он работал театральным художником, иллюстратором книг и считался лучшим виньетистом в Москве.
Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны здания «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Оно расположено по адресу: Трехпрудный переулок, дом 9, строения 1, 4.
Сама скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография. В конце XIX века это было уже довольно крупное полиграфическое производство. Для расширения дела в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект Федору Шехтелю. Сотрудничество с ним началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг.
«В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство товарищества считало, что эстетичную печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия. Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функциональности частей. Вдоль переулка расположено административное здание издательства и редакции со сторожкой слева. Вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Производственный корпус представляет собой четырехэтажное здание с огромными окнами. Каждый этаж — это отдельный цех: сверху расположен типографический и литографский, внизу — мастерские типографской отделки (золотильная, мастерская тиснения, гравировальная и так далее). Имелись также цеха хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом в едином с ним стиле устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Как отметил глава Мосгорнаследия, административный корпус скоропечатни похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой русская щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажами: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Она тоже была утрачена. Воссоздать ее удалось во время реставрации.
Благодаря эркеру и двум шатровым башенкам, расположенным в левом углу дома, создается живописная архитектурная перспектива, если смотреть на дом с Тверской улицы. Основание угловой башни здания украшено лепным орнаментом чертополоха — растительным мотивом, распространенным в Лотарингии. У административного корпуса — изящный рисунок рам и расстекловка, типичная для стиля модерн. Особое эстетическое впечатление производят ворота с коваными светильниками.
После проведения научных исследований был определен и утвержден предмет охраны здания скоропечатни. В него вошли композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1900–1909 годов, цоколь, крупный руст (штукатурка, имитирующая каменную кладку), междуэтажные тянутые и зубчатые карнизы, пилястры, лепной декор, в том числе цветы и листья чертополоха в оформлении углового и прямоугольного эркеров конторского корпуса, гладкие фризы, орнаментированные и профилированные пояски, декоративные замковые камни, барельефы и надписи на уличном фасаде.
Также специалисты утвердили ценность материала и характера отделки фасадных поверхностей — белого камня барельефов, лепного декора, руста, окраски по кирпичу, гладкой штукатурки с окраской.
Кроме того, предметом охраны признаны лестницы 1900 года, архитектурно-художественное оформление интерьеров 1900–1909 годов, в том числе тянутые карнизы, лепной плафон, штукатурный руст, декоративные потолочные балки и кессоны, чугунные колонны с капителями. В перечень включены и штукатурное оформление арочных проемов, барельеф, наборный паркет, метлахская плитка, барельеф над помещением кассы, дубовые оконные рамы с латунными скобяными приборами, художественный металл начала XX века.
В типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Скоропечатня Левенсона работала в этом доме до 1917 года. После революции ее национализировали. На ее базе образовалась 16-я государственная типография треста «Мосполиграф», ликвидированная в 1942 году.
В 2013–2016 годах провели комплексную реставрацию административного корпуса бывшей типографии. В частности, было возвращено первоначальное цветовое решение, отреставрированы лепной декор и барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы надписи и имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.
Кроме того, отреставрировали деревянный потолок и восстановили окраску стен на лестницах. На втором этаже был кабинет Левенсона, оформленный Федором Шехтелем в стиле модерн. Он соединялся дверью с комнатой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь были проделаны в полном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн которых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам. Здание было удостоено звания лауреата конкурса «Московская реставрация — 2016». Этот памятник культурного наследия федерального значения находится под охраной государства.