Археологи определят точное местоположение фундаментов часовни блаженного странника Александра Крайнева на Митрофаниевском кладбище

https://kgiop.gov.spb.ru

КГИОП провел выездную комиссию в связи с подготовкой к проектированию работ по благоустройству части территории бывшего кладбища с восстановлением характера исторической планировки.

«Митрофаниевское кладбище (православное и лютеранское) с территорией и зданиями» по распоряжению КГИОП от 2014 года является объектом культурного наследия регионального значения.

Напомним, в апреле этого года в КГИОП стали поступать обращения граждан, обеспокоенных тем, что на участке, прилегающем к памятному месту «Часовня блаженного странника А. Крайнева», начались земляные работы и с помощью тяжелой техники вынимается верхний слой грунта. Чтобы избежать случайных повреждений исторического культурного слоя, КГИОП направил обращение в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга о необходимости принятия мер по приостановке работ

Начиная с 1960-1970-х годов территория исторического некрополя была раздроблена на несколько десятков участков, переданных во временное пользование различным организациям. До сих пор в границах кладбища более 60-ти земельных участков находятся в различных формах собственности и сдаются в аренду под склады, ангары, гаражи и автосервисы.

В КГИОП периодически поступают различные концепции развития территории Митрофаниевского кладбища в качестве мемориального парка, однако реализация работ по комплексному благоустройству территории всего кладбища будет возможна только после решения вопроса об освобождении земельных участков и определении единого пользователя территории в границах исторического ансамбля.

Освобожденные арендаторами земельные участки включены в зону зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), установлены закладной гранитный камень на месте утраченной церкви свт. Митрофана Воронежского и деревянный поклонный крест на месте часовни странника Александра Михайловича Крайнева.

На участке, прилегающем к месту часовни странника Александра Крайнева, в  начале 1990-х складировался грунт и строительный мусор, и Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга неоднократно поднимал вопрос о возможности уборки и регенерации хотя бы этой части территории.

В комиссии приняли участие заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов, заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Оксана Гусева, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин, настоятель прихода Митрофана Воронежского о. Илия (Петров), заместитель председателя Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза Илья Попов, архитектор Рафаэль Даянов,  директор Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия им. профессора Г.С. Лебедева СПбГУ Елена Михайлова и др.

Специалисты Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия им. профессора Г.С. Лебедева СПбГУ в настоящее время приступают к археологическим разведкам на одном из участков бывшего кладбища в соответствии с полученным в Минкультуры открытым листом. Цель археологических разведок — установить глубину залегания культурного слоя и определить точное местоположение фундаментов часовни блаженного странника Александра Крайнева. Эта известная и наиболее чтимая в народе часовня Митрофаниевского кладбища располагалась неподалеку от каменного храма и входа на кладбище, на предположительном месте ее расположения был установлен памятный крест. Сейчас идут переговоры о возможности восстановления часовни за счет спонсорских средств.

Алексей Михайлов, отвечая на вопросы представителей общественных организаций, подчеркнул, что не может быть и речи о новом строительстве на территории бывшего кладбища — объекта культурного наследия. Археологические разведки дадут необходимую информацию для правильной организации работ по вывозу мусора и разработки проекта благоустройства включенной в ЗНОП территории.

Участники совещания договорились, что археологи перед началом работ представят подробную программу обследования.

***

Бывшее Митрофаниевское кладбище расположено вдоль Митрофаньевского шоссе, за глухими бетонными заборами. Его история началась в 1831 году, а в первой половине XIX века Митрофаниевское кладбище являлось одним из самых больших кладбищ Санкт-Петербурга.

История его основания связана со знаменитой холерной эпидемией начала 1830-х гг. Император Николай I распорядился учредить специальный Комитет под председательством Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора графа П.К. Эссена для борьбы с распространением холеры. Тогда же было решено открыть несколько «холерных» кладбищ, среди них Митрофаниевское, которое в то время и до 1835 года называли «холерное кладбище близ деревни Тентелевой».

Деревянная церковь во имя святителя Митрофана Воронежского была заложена и построена 1835 году. С этого момента кладбище начинают именовать Митрофаниевским.

В 1883 году сгорела деревянная церковь св. Митрофания. Её было решено восстановить на том же месте.

Лютеранский участок появился на Митрофаниевском кладбище в 1845 году и был расположен несколько восточнее. Через три года он стал частью православного кладбища. Лютеранское кладбище находилось в ведении финского прихода св. Марии, но хоронили на нём прихожан и других приходов: немецкого, эстонского, латышского.

В последующие годы территория Митрофаниевского кладбища увеличивалась за счёт присоединения новых территорий: бывшего огорода Санкт-Петербургского Гарнизонного батальона, земель, уступленных крестьянами деревни Тентелевой взамен на городские участки и т.д.

В 1871 году, после очередной вспышки холеры в Петербурге, вновь был поднят и решен положительно вопрос о расширении кладбища. «Прирезка» участка под названием «Новые места» была последней в истории развития территории кладбища. Дальнейший рост территории был невозможен по причине её ограничения с запада и востока линиями железных дорог, активным ростом промышленных предприятий и жилой застройки районов Нарвской и Московской заставы. На востоке территория некрополя вплотную приблизилась к участку Митрофаниевского Лютеранского (Финского) кладбища, с юга – к земельным владениям Громовского старообрядческого кладбища. К этому времени вся территория православного Митрофаниевского кладбища составляла 35 га.

На кладбище было несколько часовен и склепов, среди них фамильный склеп графов Головниных, каменная часовня для отпеваний, а также часовня Святого Благоверного Князя Александра Невского, стоявшая при входе на кладбище.

Здесь похоронены многие выдающеся деятели отечественной и мировой истории и культуры, в ом числе декабрист П.А. Бестужев, академик архитектуры С.В. Садовников, архитектор П.М. Львов, искусствовед Ф.И. Булгаков, основатель Палаты мер и весов, физик В.С. Глухов,  историк Петербурга М.И. Пыляев, литератор Аполлон Григорьев и др.

Среди погребенных были представители русской аристократии, принадлежавшие к лучшим старинным дворянским фамилиям: князья Вяземские, Багратионы, Голицыны, Мещерские, Шаховские, графы Мусины-Пушкины, Олсуфьевы, Шереметевы.

На Митрофаниевском кладбище погребены также представители дворянских родов, имеющих остзейские (балтийские), немецкие, шведские, датские корни, представители родов Бранденбург, Витте, Генинг, Гирс, Дитерихс, бароны Клодт фон Юргенсбург, фон Корф, фон Рихтер и др.

История и быт Митрофаниевского православного кладбища нашли отражение в ряде литературных произведений известных русский писателей. Митрофаниевское кладбище упоминает в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. По сюжету произведения здесь был похоронен Семен Захарович Мармеладов. «…А Катерина Ивановна приказала вас (Раскольникова) очень просить быть завтра на отпевании, утром… за обедней… на Митрофаниевском…». Сама Катерина Ивановна Мармеладова также находит на Митрофаниевском кладбище место своего последнего упокоения.

7 мая 1927 года президиум Ленсовета принял постановление о закрытии Митрофаниевского кладбища, в 1929 году были снесены три каменных храма. Из добытых при разрушении собора свт. Митрофана Воронежского кирпичей был построен Московский райисполком.

В годы блокады Ленинграда на официально закрытом к тому времени Митрофаниевском кладбище, Громовском Старообрядческом кладбище и прилегающих к границам исторических некрополей земельных участках производились индивидуальныеи массовые захоронения умерших от голода и погибших от обстрелов и бомбежек горожан.

После войны в центральной части кладбища была устроена городская барахолка. Под неё отвели большую площадь к югу от пересечения Митрофаниевского шоссе и Малой Митрофаниевской улицы. Горожане вспоминали, что посетители топтались прямо на могилах уничтожаемого кладбища, иные торговцы развешивали товар прямо на кресты.

Еще с 1930-х годов горожане выступали за спасение некрополя от разорения. В 1950-1960-х годах планировалось создание в границах кладбища парка, однако в 1960-1970-х следы кладбища окончательно уничтожили склады, свалки и гаражи.

Предыдущая запись
Старинным палатам в Лаврушинском переулке вернут исторический облик
Следующая запись
От «Дружбы народов» до усадьбы Остафьево: 10 шедевров «Московской реставрации»

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.