50 лет служения архитектурному наследию: почетный реставратор Москвы Евгений Журин — о своей работе

https://www.mos.ru/

Более полувека Евгений Журин занимается реставрацией исторических зданий, расположенных в различных уголках России. По его мнению, сохранение культурного наследия — это важнейшая государственная задача.

Государственный исторический музей на Красной площади, здание Министерства иностранных дел, музей-усадьба «Остафьево» — это лишь небольшая часть объектов культурного наследия, реставрацией которых занимался Евгений Журин.

Будущий почетный реставратор Москвы с детства любил рисовать. В 1967 году он поступил в архитектурно-строительный техникум, после окончания которого был распределен в мастерскую института «Моспроект-4», специализировавшуюся на проектировании медицинских объектов. Однако молодого специалиста больше интересовала реставрация, и в 1972 году он перевелся во Всероссийскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. А в 1973-м поступил в знаменитый Московский архитектурный институт.

«В 1970-е годы реставрация и в Москве, и по всей стране переживала невиданный расцвет. Мне посчастливилось начинать свой творческий путь под руководством замечательных мастеров, которые стояли у истоков отечественной реставрации», — рассказывает Евгений Журин.

Одними из объектов, на которых работал молодой специалист, стали старообрядческая церковь в Рогожской слободе, а также усадьба Н.Н. Приклонской — В.Я. Левашова — Н.П. Кильдюшевского в Архангельском переулке.

Реставрация длиною в 20 лет

Среди объектов, отреставрированных под руководством Евгения Журина, огромное количество памятников архитектуры. Наиболее интересным и сложным, по его словам, было здание Государственного исторического музея на Красной площади.

«Здание Исторического музея поразило меня своей монументальностью еще в детские годы. Оно казалось сказочным замком. Но я и представить не мог, что с ним будет связана значительная часть моей профессиональной жизни», — говорит реставратор.

Работы по восстановлению здания начались в 1984 году. Тогда речь шла о косметическом ремонте, который планировалось выполнить всего лишь за год в рамках подготовки Москвы к проведению XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Однако в процессе изучения территории музея выяснилось, что в значительной части парадных залов в результате ремонтных работ 1936–1937 годов было утрачено или искажено декоративное убранство, полностью уничтожено художественное оформление парадных сеней. После этого было принято решение о проведении комплексной реставрации с учетом современных требований.

Кроме большого объема и обилия элементов декоративного и художественного убранства, возникли финансовые трудности в условиях переходного экономического периода. Лишь в 1997 году удалось открыть для посещения парадные сени и экспозицию части парадных залов первого этажа.

В целом реставрация Государственного исторического музея под руководством Евгения Журина как главного архитектора проекта проводилась в течение 20 лет — с 1984 по 2004 год.

«Такой срок — целая жизнь, и я с гордостью и ностальгией вспоминаю эту интересную, творческую и длительную работу», — говорит Евгений Журин.

Еще одним памятным проектом он называет реставрацию главного дома музея-усадьбы «Остафьево». В XIX веке владение принадлежало семье Вяземских, в конце столетия хозяином усадьбы стал граф Шереметев. После революции здесь располагался музей, потом военный госпиталь, а с 1947 года — дом отдыха Совета министров СССР. За это время интерьеры были утрачены, планировка изменена, а фасады сильно искажены и упрощены.

«Основываясь на натурных исследованиях и исторических графических материалах, мы воссоздали бельведер, демонтированный еще в 1860-х годах, а также вернули архитектурный облик фасадам, восстановили планировки и архитектурное убранство интерьеров», — рассказывает реставратор.

Многовековая летопись народа

Евгений Журин уверен: сохранение культурного наследия — важнейшая государственная задача, ведь утрата даже незначительной его части неизбежно приведет к духовным потерям и разрывам исторической памяти.

«Историко-культурное наследие — это опора нашего самосознания. Историческая архитектура представляет собой музейную экспозицию под открытым небом, а по зданиям можно читать многовековую летопись народа», — говорит он.

Евгений Журин убежден, что настоящий реставратор всегда находится в процессе поиска и обучения. Тот, кто говорит, что все знает и умеет, исчерпал себя и потерял интерес к своей деятельности. У Журина интереса к ней очень много. Тем более что за полвека работы он накопил опыт и знания, которые хочет передать молодым поколениям.