Мероприятие проходило в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Модераторами дискуссии выступили радиоведущий Владимир Молчанов и зампредседателя РАР Юлия Логинова.
В дискуссии приняли участие: архитекторы Элизабетта Фаббри (Италия), Ксавье Фабр (Франция), арт-директор фестиваля оперы в Мачерате Барбара Мингетти (Италия), первый заместитель генерального директора и художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера» Владимир Горохов, советник губернатора по культуре в ранге министра Московской области Нармин Ширалиева.
Участники поговорили об архитектурном пространстве театров, удачных примерах реконструкции и приспособления, сохранении театров как объектов культурного наследия, а также их роли в сохранении нематериального наследия.
Все эксперты сошлись во мнении, что приоритетом остается сохранение исторических театров. Конечно, их нужно насыщать современными инженерными системами и оборудованием, но не в ущерб их сохранности. Если это невозможно, значит необходимо строить современные сцены рядом с историческими (как, например, новая сцена Мариинского театра), выводить современный театр на новые пространства, не забывая, что в старых театрах сама обстановка создает атмосферу и воспитывает юного зрителя.
Работа с молодежной аудиторией является важным аспектом. Необходимо говорить на понятном ей языке, привлекая её к театру и опере, увлекая и заинтересовывая. Барбара Мингетти рассказывала о таком опыте – работе в театре c молодежью, маленькими детьми и беременными женщинами в своих проектах для школ «Опера завтра» и «Opera kids», направленных на воспитание «публики завтрашнего дня». Юлия Логинова отметила, что важным моментом для привлечения молодежи и популяризации театров как объектов культурного наследия являются экскурсии в закулисье и знакомство с этими сложными механизмами.
Нармин Ширалиева поделилась похожим опытом проектов в Московской области. Владимир Горохов рассказал о приспособлении старинной московской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских под современный театр.
Театры — это сложные архитектурные пространства. Ксавье Фабр назвал их креативными машинами, и подчеркнул необходимость воспринимать их как промышленный процесс, целью которого является создание театрального действа, где каждый механизм находится в движении, чтобы в результате на сцене мы увидели законченное произведение.
Видеозапись панельной дискуссии можно посмотреть по ссылке.
Фото: Сергей Шинов / ТАСС