Возрождающаяся на глазах роспись: открыта для посещения мастерская художников-реставраторов Грековых

https://vnovgorode.ru/

Новгородский музей-заповедник представил посетителям новый объект – мастерскую художников-реставраторов Александра Петровича (1909-2000) и Валентины Борисовны (1931-2019) Грековых. В ней сохранена память о людях, которые стояли у истоков новгородской школы реставрации.

Именно здесь, в здании Судного и Духовного приказов с 1966 года (Кремль, 13), впервые в истории мировой реставрационной практики были осуществлены грандиозные по масштабу и сложности работы по возрождению разрушенных во время Великой Отечественной войны уникальных фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёве 1380 года.

Автор экспозиции Людмила Яковлева говорит, что работа над созданием этого необычного выставочного проекта родилась спонтанно:

Было невероятно жаль разбирать всё то, что было создано руками Александра Петровича и Валентины Борисовны. Сама атмосфера этого места совершенно особая, проникновенная. Кажется, что реставраторы вот-вот войдут сюда, как это было в течение многих десятилетий.

В этом году исполняется 55 лет с момента открытия этой мастерской. Сюда перевозили фрагменты росписи из церкви Спаса Преображения на Ковалёве.

Эта церковь – одна из трагедий в истории не только новгородского, но и древнерусского искусства. В годы войны она оказалась на передовой, была разрушена и входила в печальный список памятников, которые, казалось, утрачены навсегда.

До 1962 года церковь стояла в руинах. Однако по инициативе видных учёных, среди которых были и Виктор Лазарев, и Александр Монгайт, началась её реставрация.

Александр Петрович Греков по-новому подошёл к процессу восстановления фресок: по его указанию пол церкви был распределён на участки, фрагменты росписи изымались системно, и это позволило сделать существенно более эффективной работу по подборке.

У Грековых были ученики, которые со временем стали профессиональными реставраторами, как например, Тамара Анисимова, ныне заведующая Центром реставрации монументальной живописи. Также было очень много помощников:

Очень быстро стало известно об этих работах, и люди, увлечённые самоотверженностью и трудом Александра Петровича и Валентины Борисовны, приезжали сюда. Это были и студенты, и просто люди, которые, узнав о возрождающейся буквально на глазах росписи, проводили здесь свой отпуск.

Это первый в своём роде опыт возрождения росписи в таком масштабе. Дальше последовали другие проекты, возник Центр реставрации, но то, что делали Александр Петрович и Валентина Борисовна, происходило впервые. И это достойно того, чтобы это увековечить.

Собранные росписи монтировались на титановые щиты по методике, разработанной А.П. и В.Б. Грековыми. Итогом многолетнего труда реставраторов стало возрождение около 120 композиций, подобранных в той или иной мере, из них 30, собранных наиболее полно, смонтированы на новую основу.

Часть композиций вернулась в храм, часть материалов перевезена в Центр реставрации в Антониевом монастыре. Тогда и встал вопрос о том, как дальше быть с мастерской. Тамара Анисимова говорит о том, что мысли о закрытии мастерской были для неё тяжёлыми, даже болезненными. Здесь начался её путь в реставрации:

Работая здесь так много лет, я, может быть, и не задумывалась над тем, что пережили Александр Петрович и его семья. Очень здорово, что теперь мы можем увидеть архивные семейные документы.

Рассказывая о реставраторах, в музее уделяют особое внимание личности Александра Петровича, масштаб которой и притягивал сюда людей. Судьба его удивительна: родившись в 1909 году в Санкт-Петербурге, в 1920 году он и его семья уезжают в Константинополь, где будущий реставратор учился во французском колледже св. Бенедектина, работал чертёжником и художником, принимал участие в реставрации росписей католического храма.

Предположительно большое влияние на Александра Петровича оказала его тётя Наталья Петровна Грекова. Она была одной из учениц Кузьмы Петрова-Водкина. Тот, гостя в семейном имении Грековых в Саратовской губернии, работал там над своей картиной «Купание красного коня», позировал для которой их конь по имени Мальчик.

В 1928 году Греков отправился во Францию, где освоил специальность радиотехника. В начале Второй мировой войны был мобилизован во французскую армию, спустя 10 месяцев попал в плен, а потом в лагерь в Германии, впоследствии работал в Австрии. В 1944 году он вступил в брак с Мариной Васильевной Молевой, гражданкой СССР, находившейся в трудовом лагере в Линце. В 1945 году Греков вместе с другими военнопленными был освобождён американскими войсками и вскоре возвратился в Париж, а в январе 1946 года он обратился в посольство СССР во Франции с ходатайством о приёме в Советское гражданство.

В 1948 году Александр Петрович вместе с женой и сыном Михаилом возвратился на Родину и поселился в Ярославле. В марте 1960 года он перешёл в Ярославскую Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую, в которой занимался сначала изготовлением макетов храмов, затем реставрацией лепнины, а с октября 1961 года – монументальной живописи и икон. В течение 1962-1964 годов Александр Петрович прошёл несколько стажировок в ведущих реставрационных центрах Москвы. Принимал участие в реставрации росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, икон из собраний Переславль-Залесского музея и Ярославо-Ростовского музея-заповедника.

Встреча с Валентиной Борисовной Розенфельд определила дальнейшую судьбу Александра Петровича. Валентина Розенфельд родилась в 1931 году в семье филологов. Ещё студенткой вечернего отделения кафедры теории и истории искусств МГУ имени М.В. Ломоносова она в 1954 году начала работать в Центральных научно-реставрационных мастерских. Ко времени знакомства с Грековым она уже в течение нескольких лет была связана с реставрацией росписи церкви Спаса на Ковалёве, где занималась разработкой методики консервации фрагментов фресок.

Истории семьи Александра Петровича и Валентины Борисовны посвящён отдельный зал экспозиции, где можно увидеть документы, награды, фотографии и личные вещи, например, проигрыватель, который А.П. Греков привёз из Франции. Взял он с собой и мопед – и этот экспонат также скоро появится в музее.

Мастерскую можно посетить как индивидуально, так и с экскурсией. По будним дням посетители смогут понаблюдать за тем, как реставраторы продолжают работу, начатую Александром Петровичем и Валентиной Борисовной Грековыми.

Предыдущая запись
История одной реставрации: как менялось здание Московской межевой канцелярии
Следующая запись
Реставраторы сделали открытие в старейшем доме на Люсиновской улице

Похожие записи

Результатов не найдено.