В Русском музее заново открывают живопись Ивана Бельского

http://www.theartnewspaper.ru/

Реставраторы музея завершают сложную работу над полотнами знаменитого живописца XVIII века. Попутно ему атрибутировали еще восемь произведений, прежде считавшихся анонимными

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося художника Ивана Бельского. В конце 2019 года Государственный Русский музей планирует открыть в честь юбилея выставку «Художники Бельские». Сейчас реставраторы работают над тем, чтобы вернуть зрителям авторскую живопись, многие годы скрытую под слоями старого лака и поздних записей.

Впервые за всю историю будут представлены работы не только Ивана Бельского, но и членов его семьи — двух братьев и сына. В выставке участвует почти 40 произведений, в том числе из других музеев. По словам Григория Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, специалисты решили не ограничиваться косметическими действиями, а провести полноценную комплексную реставрацию.

Иван Иванович Бельский — один из крупнейших мастеров живописной команды Канцелярии от строений; он оформлял интерьеры Третьего Летнего, Зимнего и Большого Петергофского дворцов, а также ряда церквей. Многие его картины хранятся в ГРМ, и сейчас здесь идет работа по определению авторства еще восьми произведений, считавшихся ранее полотнами неизвестных художников. Они теперь также атрибутируются Бельскому. Среди них — «Взятие Богоматери на небо». В музее есть две композиции с таким названием. Одна, большая (249 х 177 см), — эталон Бельского, вторая, меньшая (87,5 х 52 см), вызывала вопросы, пока специалисты не подтвердили авторство мастера.

Восстановительные работы были поручены Наталии Романовой, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации масляной живописи. По ее словам, картины находились в очень сложном состоянии: они поступили в музей из нескольких петербургских церквей, где их многократно поновляли, дублировали, покрывали лаком. «В процессе реставрации разносторонне изучаются технологические особенности живописи, удаляются поздние наслоения и открывается во всей красоте авторская живопись, — говорит Наталия Романова. — Проявился авторский колорит, можно изучить пигменты».

Специалисты обнаружили на малом «Взятии Богоматери на небо» серьезные повреждения холста — и авторского, и дублировочного. По всей видимости, когда-то давно в церкви полотно было повреждено, и, чтобы это скрыть, дублировочный холст отделили от авторского, перевернули и вновь прикрепили к нему обратной стороной. Прорыв авторского холста замаскировали записями, в результате исчезло несколько персонажей, чьи контуры и даже отдельные фрагменты изображений сейчас, после удаления старого лака, стали видны.

Эталонное большое «Взятие Богоматери на небо» тоже потребовало серьезной реставрации. Посреди полотна есть дыра от пламени свечи, долгое время ее закрывала заплата, сделанная еще в XIX веке. После расчистки на обеих работах небеса засияли голубизной, одежда персонажей стала разноцветной. «Главный принцип нашей работы — послойность и постоянный контроль при помощи ультрафиолетовой люминесценции, — комментирует Наталия Романова. — Что касается утраченных персонажей на одном из полотен, то после расчистки от лака и закрепления авторского слоя вопрос, надо ли их восстанавливать, будет решать реставрационный совет музея». К открытию выставки в конце года завершится реставрация всех полотен Ивана Бельского.

Предыдущая запись
Владимир Мединский осмотрел здание Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге
Следующая запись
В Госдуме рассмотрели законопроект, запрещающий размещать кондиционеры на фасадах объектов культурного наследия

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.